Мой крестный ход.
На прошлой неделе довелось мне окунуться в православие. Не могу объяснить даже, почему я туда пошла, веление мой души было таково, хоть я не воцерквленный человек. Когда я собиралась, мне представлялось что самое трудное это сами переходы (в целом мы прошли за 5 дней около 150 км), но оказалось это еще и большой труд. Надо отстаивать на каждой стоянке молебны, ходить на ранние и вечерние литургии, читать в пути молитвы, а еще не отвлекаться на праздную болтовню в пути, чем я грешила. ... Не буду рассказывать историю самого хода, об этом написано много, расскажу о своих впечатлениях.
Но сначала о сути: икону Николая Святителя каждый год с 3 по 8 июня носят Крестным ходом от Свято-Успенского Трифоновского монастыря, где она постоянно обитает, до с. Великорецк на берег реки Великой, где она и была найдена неким крестьянином более 600лет назад. Несут в одну сторону 90 км, обратно другой дорогой 60 км. Во времена советской власти открыто ходить было запрещено, но уже 25 лет как ходят открыто и с каждым годом крестный ход набирает силу. Например, в 2000 году ход составлял всего несколько тысяч человек. Но после того, как несколько лет назад икону вывозили в Москву, Великорецкий крестный ход стал самым крупным в России (в этом году было 70 тыс.человек).
Приехали в Киров в 4 утра, моя наставница (соседка по автобусу) повела сразу в ледяную купель (целебный источник при Свято-Успенском Трифоновском монастыре), откуда и начался ход после литургии и молебна. Переход в этот день был коротким, потому что вышли поздно и путь дался мне легко. На другой день, однако, встали после часу ночи и в 2 часа вышли с песнопениями в путь. А так как накануне ночь была нелегкой для сна (в автобусе), и тут еще поспали всего 3 часа, то на привале после молебна все сразу валятся на коврики и засыпают мгновенно. Распорядок примерно такой: ход 2 часа – отдых около часа или меньше. Идем молча, кто-то поет церковные песни, многие вслух или про себя читают акафист Николаю Святителю. Народ идет очень разный, начиная от глубоких стариков до малышей, которых несут на руках и везут в колясках. Идут семьями, но я разговорилась с кировчанкой, которая сказала что лучше ходить одному, для того чтобы мысли поправить, прислушаться к себе и к жизни. Детишки меня все дни изумляли своим терпением, ни разу не услышала, чтобы они «пикали»)) Летая на чартерных самолетах, я видела, как дети тяжело переносят сутолоку перелетов, плачут и в аэропорту и в самолете, пока не заснут. А здесь - какое чудо! Пятилетние ребятишки идут за руку, как ни в чем не бывало, а 8-10 летние так и вовсе бегают туда-обратно, так что успевают иногда потеряться. Ну, совсем потеряться не дает служба МЧС с рациями, которые сопровождали нас пешком, можно сказать - полноправные участники крестного хода. К ним же можно отнести врачей, тоже шли с нами, а на привалах после полудня ждала еще бригада врачей. Большая очередь образовывалась «за ногами»)). Ноги истираются от неправильно подобранной обуви. Проверенные кроссовки, например, неожиданно для меня, стали малы, у другой пары подошва оказалась недостаточно плотная. В середине пути я осталась без обуви, в местном сельпо ничего кроме домашних тапок мне не удалось подобрать, ну ничего - хоть на один день они меня выручили ...
Про еду. По незнанию я набрала всякой-всячины, типа орешков и мюсли, но привезла все назад, потому что на жаре аппетит неважный, больше жажда мучает, чем голод. Водой нас угощали жители из проходящих деревень – просто вытягивали шланги на дорогу. А в глухих местах на стоянках нас ждала автоцистерна с водой – не дали нам пропасть)) Когда мы шли в сторону до Великорецка – горячей пищей кормили только на ужин. Но тех, кто отважился на обратный путь - просто баловали, кормили еще и в обед. В основном подавали гороховый суп, гречневую кашу и горячий чай. Надо отметить, что организовано все блестяще. Конечно, колонна растянута по времени, когда первые отстоят молебен и поедят, только что подтянется «хвост», но все равно прокормить такое количество паломников так, чтобы всем хватило и было вкусно, несмотря на постную еду – это непросто. В последний день и вовсе разошлись! Давали вкусные пирожки, квас в бутылках и на разлив, бутерброды с колбасой, печенье, невиданную мною, готовую гречневую кашу в вакуумной упаковке –всего и не упомнишь. Да, чуть не забыла – все бесплатно! Где-то на привале я пошутила, что раз так хорошо кормят, пожалуй, я на следующий год тоже пойду)) На что бывалая кировчанка ответила, что я попалась, и что теперь без этого не смогу, чтобы не ходить, раз уж дошла до конца. А ведь я после третьего дня, когда осталась без обуви «сломалась» и хотела вернуться. «Откосить» можно было по-разному: вернуться в Ижевск с автобусом, который ушел в конце четвертого дня, либо отсидеться в автобусе, который каждый раз ждал нас в месте ночной стоянки. Но я пристыдила себя, глядя на молодых женщин с детьми, которые на спине несут рюкзак с поклажей, а на груди малыша в слинге, как можно себя жалеть? Идут старики и молодые с костылями, инвалидов катят на колясках. Зачем-то идут беременные... Что порадовало – в колонне много мужчин, молодых, серьезных, с красивыми, одухотворенными лицами. Идут с полной поклажей и еще несут, например, большой деревянный крест или большую икону в тяжелом деревянном окладе. Мы всю поклажу оставляли в автобусе, и шли налегке, брали с собой только необходимые вещи, на день. Тем, у кого нет своего автобуса, предлагают за деньги услугу камеры хранения, эти вещи подвозятся на ночную стоянку.
Но если про речь зашла о деньгах, то надо сказать про мои траты. Автобус обошелся 1600 руб. туда и обратно. А там я потратила 2000 руб., которые ушли на благотворительные цели, на свечи, молебны ну и на парочку недорогих сувениров с ярмарки. Считаю, что такой паломнический тур обошелся мне совсем недорого.
География, откуда приехали паломники, обширная - без преувеличения можно сказать, что здесь присутствуют представители всей России. Сербы подписала свои футболки, поэтому их было заметно. Познакомилась с украинцами, их тоже можно к иностранцам отнести. Я спросила, как им понравился молебен за мир в Украине. В ответ они заплакали. Рассказали, что их не хотели выпускать в Россию, запугивали, что могут убить и еще всякие ужасы. А раз они, скорее всего, приедут живыми домой, то их наверняка объявят сепаратистами! Вот какова нынче реальность ((
Но... не будем о грустном. В четвертый день у нас был праздник, и мы никуда не шли. На обширной территории расположилась ярмарка народных промыслов, народ разоделся в красивую одежду и шел к Великой реке, где на большой поляне прошли литургии одна за другой, освящение реки с купанием, с обедами из дымящегося котла и чай из 4х ведерного самовара. Наконец мне привелось впервые исповедоваться и причаститься, но до того пришлось испытать нечто странное, а может это было чудо? Дело было так: моя наставница решительно заявила, что я должна пойти на исповедь, чтобы потом причаститься. Для этого я должна прочесть каноны и всяческие молитвы. А когда их читать? – на привалах только, потому, что вечером дай Бог залечь в палатке раньше 11, с тем чтобы в 2 ночи быть в походе. Но мне лично 3-4 часа сна не хватает, поэтому я, как только доберусь до коврика мертвецки засыпаю. Но вот осталась последняя стоянка и вроде не так жарко, можно почитать. Но как же это скучно и трудно к пониманию! Я прочла 3-4 строчки и думаю, а посплю лучше, и только я вытянула свои голые ступни и расслабилась, как кто-то попытался, будто укусить меня за палец ноги. Но зубов я не почувствовала. Я соскочила - никого нет! Наставница спит невдалеке. Я повернулась на другой бок и на всякий случай ноги убрала в другую сторону - мало ли какие звери тут водятся.... Однако все повторилось, но на другом пальце ноги! Тут уж конечно мой сон сдуло, я немедленно взяла в руки молитвослов и пока не прочла все, что мне было нужно, не встала, хоть икону уже понесли. Надо сказать что место моего привала было как раз напротив иконы, Николай Святитель просто смотрел на меня, думаю, что это он и тормошил меня. Вот такой случай, и многие, кому я рассказала, сами высказали такую же догадку. Как говорится - хотите верьте...
И много раз я усмотрела чудо. О некоторых я рассказала выше. Но если еще раз - разве не чудо что идут семьями и с детьми, в одной я насчитала 8 детей, в русских народных сарафанах и косоворотках. Многие скажут, какое ж это чудо – ну много детей.... Да, но важно как верно их воспитывают, из них уже точно не вырастут наркоманы и бездельники. Для меня это было открытием, не все у нас плохо, есть надежда на светлое будущее!
Кстати одеваются многие паломники очень красиво. Девчата носят длинные с оборками юбки до пола, такая и в городе была бы хороша, а им не жаль ее в поход. Но больше всего мне понравилось, что народ носит русские сарафаны и косоворотки изо льна. Оказалось, такие костюмы лучше всего себя показали на природе, на них пыли не видно, они всю дорогу выглядят как новые, не говоря уж об удобстве.
На тему чудесных исцелений от иконы ходит множество рассказов, и я, собираясь на этот ход, втайне даже от себя, надеялась получить так, сказать «бонус». Быстро я прозрела, поняла, что для того чтобы получить такой подарок, надо верить и работать для этого! А я ранние литургии просыпала, в храме мне скучно и душно, в общем, я еще совершенный ребенок по сравнению с теми, кто достоин этого чуда. Но в то же время я поняла, что для того чтобы укрепить веру, самое верное средство – это идти на крестный ход! Только здесь, видя, как не совсем иногда здоровых людей несет вперед неведомая сила, начинаешь задумываться – а что это за сила такая? Что заставляет людей из года в год ходить сюда, хоть никто толком не может сформулировать - для чего? Думаю что это слишком интимная часть души, чтобы открываться любопытным, но и ответ лежит на поверхности, он прост – укрепление веры. И еще - сюда идут за благодатью, мы уж забыли что это и зачем она нужна, а вот в Кирове помнят. И говорят: чтобы пришла благодать - надо нудить (такое старинное слово, которое означает нудную работу). Ход - это и есть та нудная работа, которая заставляет уйти от суеты и прийти к истинной вере.
Думаю, что именно здесь на древней Вятской земле происходит невидимое для всех возрождение русской души и православия. Здесь из года в год возрождаются разрушенные великолепные храмы, такие величественные, просто чудо! У нас в Ижевске ни один не сравнится по размеру с таким храмом как в с. Горохово. В самом Кирове много храмов, идешь по улицам города, за спиной еще слышны звоны колоколов, а впереди уже встречает звоном следующий храм.
Ну как я могу не прийти сюда еще раз, когда и где еще меня встретят и проводят звоном колоколов?))
На прошлой неделе довелось мне окунуться в православие. Не могу объяснить даже, почему я туда пошла, веление мой души было таково, хоть я не воцерквленный человек. Когда я собиралась, мне представлялось что самое трудное это сами переходы (в целом мы прошли за 5 дней около 150 км), но оказалось это еще и большой труд. Надо отстаивать на каждой стоянке молебны, ходить на ранние и вечерние литургии, читать в пути молитвы, а еще не отвлекаться на праздную болтовню в пути, чем я грешила. ... Не буду рассказывать историю самого хода, об этом написано много, расскажу о своих впечатлениях.
Но сначала о сути: икону Николая Святителя каждый год с 3 по 8 июня носят Крестным ходом от Свято-Успенского Трифоновского монастыря, где она постоянно обитает, до с. Великорецк на берег реки Великой, где она и была найдена неким крестьянином более 600лет назад. Несут в одну сторону 90 км, обратно другой дорогой 60 км. Во времена советской власти открыто ходить было запрещено, но уже 25 лет как ходят открыто и с каждым годом крестный ход набирает силу. Например, в 2000 году ход составлял всего несколько тысяч человек. Но после того, как несколько лет назад икону вывозили в Москву, Великорецкий крестный ход стал самым крупным в России (в этом году было 70 тыс.человек).
Приехали в Киров в 4 утра, моя наставница (соседка по автобусу) повела сразу в ледяную купель (целебный источник при Свято-Успенском Трифоновском монастыре), откуда и начался ход после литургии и молебна. Переход в этот день был коротким, потому что вышли поздно и путь дался мне легко. На другой день, однако, встали после часу ночи и в 2 часа вышли с песнопениями в путь. А так как накануне ночь была нелегкой для сна (в автобусе), и тут еще поспали всего 3 часа, то на привале после молебна все сразу валятся на коврики и засыпают мгновенно. Распорядок примерно такой: ход 2 часа – отдых около часа или меньше. Идем молча, кто-то поет церковные песни, многие вслух или про себя читают акафист Николаю Святителю. Народ идет очень разный, начиная от глубоких стариков до малышей, которых несут на руках и везут в колясках. Идут семьями, но я разговорилась с кировчанкой, которая сказала что лучше ходить одному, для того чтобы мысли поправить, прислушаться к себе и к жизни. Детишки меня все дни изумляли своим терпением, ни разу не услышала, чтобы они «пикали»)) Летая на чартерных самолетах, я видела, как дети тяжело переносят сутолоку перелетов, плачут и в аэропорту и в самолете, пока не заснут. А здесь - какое чудо! Пятилетние ребятишки идут за руку, как ни в чем не бывало, а 8-10 летние так и вовсе бегают туда-обратно, так что успевают иногда потеряться. Ну, совсем потеряться не дает служба МЧС с рациями, которые сопровождали нас пешком, можно сказать - полноправные участники крестного хода. К ним же можно отнести врачей, тоже шли с нами, а на привалах после полудня ждала еще бригада врачей. Большая очередь образовывалась «за ногами»)). Ноги истираются от неправильно подобранной обуви. Проверенные кроссовки, например, неожиданно для меня, стали малы, у другой пары подошва оказалась недостаточно плотная. В середине пути я осталась без обуви, в местном сельпо ничего кроме домашних тапок мне не удалось подобрать, ну ничего - хоть на один день они меня выручили ...
Про еду. По незнанию я набрала всякой-всячины, типа орешков и мюсли, но привезла все назад, потому что на жаре аппетит неважный, больше жажда мучает, чем голод. Водой нас угощали жители из проходящих деревень – просто вытягивали шланги на дорогу. А в глухих местах на стоянках нас ждала автоцистерна с водой – не дали нам пропасть)) Когда мы шли в сторону до Великорецка – горячей пищей кормили только на ужин. Но тех, кто отважился на обратный путь - просто баловали, кормили еще и в обед. В основном подавали гороховый суп, гречневую кашу и горячий чай. Надо отметить, что организовано все блестяще. Конечно, колонна растянута по времени, когда первые отстоят молебен и поедят, только что подтянется «хвост», но все равно прокормить такое количество паломников так, чтобы всем хватило и было вкусно, несмотря на постную еду – это непросто. В последний день и вовсе разошлись! Давали вкусные пирожки, квас в бутылках и на разлив, бутерброды с колбасой, печенье, невиданную мною, готовую гречневую кашу в вакуумной упаковке –всего и не упомнишь. Да, чуть не забыла – все бесплатно! Где-то на привале я пошутила, что раз так хорошо кормят, пожалуй, я на следующий год тоже пойду)) На что бывалая кировчанка ответила, что я попалась, и что теперь без этого не смогу, чтобы не ходить, раз уж дошла до конца. А ведь я после третьего дня, когда осталась без обуви «сломалась» и хотела вернуться. «Откосить» можно было по-разному: вернуться в Ижевск с автобусом, который ушел в конце четвертого дня, либо отсидеться в автобусе, который каждый раз ждал нас в месте ночной стоянки. Но я пристыдила себя, глядя на молодых женщин с детьми, которые на спине несут рюкзак с поклажей, а на груди малыша в слинге, как можно себя жалеть? Идут старики и молодые с костылями, инвалидов катят на колясках. Зачем-то идут беременные... Что порадовало – в колонне много мужчин, молодых, серьезных, с красивыми, одухотворенными лицами. Идут с полной поклажей и еще несут, например, большой деревянный крест или большую икону в тяжелом деревянном окладе. Мы всю поклажу оставляли в автобусе, и шли налегке, брали с собой только необходимые вещи, на день. Тем, у кого нет своего автобуса, предлагают за деньги услугу камеры хранения, эти вещи подвозятся на ночную стоянку.
Но если про речь зашла о деньгах, то надо сказать про мои траты. Автобус обошелся 1600 руб. туда и обратно. А там я потратила 2000 руб., которые ушли на благотворительные цели, на свечи, молебны ну и на парочку недорогих сувениров с ярмарки. Считаю, что такой паломнический тур обошелся мне совсем недорого.
География, откуда приехали паломники, обширная - без преувеличения можно сказать, что здесь присутствуют представители всей России. Сербы подписала свои футболки, поэтому их было заметно. Познакомилась с украинцами, их тоже можно к иностранцам отнести. Я спросила, как им понравился молебен за мир в Украине. В ответ они заплакали. Рассказали, что их не хотели выпускать в Россию, запугивали, что могут убить и еще всякие ужасы. А раз они, скорее всего, приедут живыми домой, то их наверняка объявят сепаратистами! Вот какова нынче реальность ((
Но... не будем о грустном. В четвертый день у нас был праздник, и мы никуда не шли. На обширной территории расположилась ярмарка народных промыслов, народ разоделся в красивую одежду и шел к Великой реке, где на большой поляне прошли литургии одна за другой, освящение реки с купанием, с обедами из дымящегося котла и чай из 4х ведерного самовара. Наконец мне привелось впервые исповедоваться и причаститься, но до того пришлось испытать нечто странное, а может это было чудо? Дело было так: моя наставница решительно заявила, что я должна пойти на исповедь, чтобы потом причаститься. Для этого я должна прочесть каноны и всяческие молитвы. А когда их читать? – на привалах только, потому, что вечером дай Бог залечь в палатке раньше 11, с тем чтобы в 2 ночи быть в походе. Но мне лично 3-4 часа сна не хватает, поэтому я, как только доберусь до коврика мертвецки засыпаю. Но вот осталась последняя стоянка и вроде не так жарко, можно почитать. Но как же это скучно и трудно к пониманию! Я прочла 3-4 строчки и думаю, а посплю лучше, и только я вытянула свои голые ступни и расслабилась, как кто-то попытался, будто укусить меня за палец ноги. Но зубов я не почувствовала. Я соскочила - никого нет! Наставница спит невдалеке. Я повернулась на другой бок и на всякий случай ноги убрала в другую сторону - мало ли какие звери тут водятся.... Однако все повторилось, но на другом пальце ноги! Тут уж конечно мой сон сдуло, я немедленно взяла в руки молитвослов и пока не прочла все, что мне было нужно, не встала, хоть икону уже понесли. Надо сказать что место моего привала было как раз напротив иконы, Николай Святитель просто смотрел на меня, думаю, что это он и тормошил меня. Вот такой случай, и многие, кому я рассказала, сами высказали такую же догадку. Как говорится - хотите верьте...
И много раз я усмотрела чудо. О некоторых я рассказала выше. Но если еще раз - разве не чудо что идут семьями и с детьми, в одной я насчитала 8 детей, в русских народных сарафанах и косоворотках. Многие скажут, какое ж это чудо – ну много детей.... Да, но важно как верно их воспитывают, из них уже точно не вырастут наркоманы и бездельники. Для меня это было открытием, не все у нас плохо, есть надежда на светлое будущее!
Кстати одеваются многие паломники очень красиво. Девчата носят длинные с оборками юбки до пола, такая и в городе была бы хороша, а им не жаль ее в поход. Но больше всего мне понравилось, что народ носит русские сарафаны и косоворотки изо льна. Оказалось, такие костюмы лучше всего себя показали на природе, на них пыли не видно, они всю дорогу выглядят как новые, не говоря уж об удобстве.
На тему чудесных исцелений от иконы ходит множество рассказов, и я, собираясь на этот ход, втайне даже от себя, надеялась получить так, сказать «бонус». Быстро я прозрела, поняла, что для того чтобы получить такой подарок, надо верить и работать для этого! А я ранние литургии просыпала, в храме мне скучно и душно, в общем, я еще совершенный ребенок по сравнению с теми, кто достоин этого чуда. Но в то же время я поняла, что для того чтобы укрепить веру, самое верное средство – это идти на крестный ход! Только здесь, видя, как не совсем иногда здоровых людей несет вперед неведомая сила, начинаешь задумываться – а что это за сила такая? Что заставляет людей из года в год ходить сюда, хоть никто толком не может сформулировать - для чего? Думаю что это слишком интимная часть души, чтобы открываться любопытным, но и ответ лежит на поверхности, он прост – укрепление веры. И еще - сюда идут за благодатью, мы уж забыли что это и зачем она нужна, а вот в Кирове помнят. И говорят: чтобы пришла благодать - надо нудить (такое старинное слово, которое означает нудную работу). Ход - это и есть та нудная работа, которая заставляет уйти от суеты и прийти к истинной вере.
Думаю, что именно здесь на древней Вятской земле происходит невидимое для всех возрождение русской души и православия. Здесь из года в год возрождаются разрушенные великолепные храмы, такие величественные, просто чудо! У нас в Ижевске ни один не сравнится по размеру с таким храмом как в с. Горохово. В самом Кирове много храмов, идешь по улицам города, за спиной еще слышны звоны колоколов, а впереди уже встречает звоном следующий храм.
Ну как я могу не прийти сюда еще раз, когда и где еще меня встретят и проводят звоном колоколов?))