Просмотр сообщений

В этом разделе можно просмотреть все сообщения, сделанные этим пользователем.

Просмотр сообщений

Сообщения - Елена

#1
Всем добрый вечер! Подписана в ВК на сообщество "Вятка: Наследие..." И сегодня нашла там такой интересный пост:
"Великорецкий крестный ход в документах архива

 После 1917 года пришли иные времена. Задули суровые ветры гонений на Веру Христову. Оголтелые мракобесы от партии закрывали святые храмы, запрещали крестные ходы, писали доносы на служителей Церкви. Старались – за это давались поощрения, премии, назначения на новую должность. И лезли районные коммунисты вон из кожи, чтобы их могли перевести из глухого сельсовета куда-нибудь повыше, не гнушались никакими средствами. Великорецкий крестный ход находился под запретом практически все советские годы. Сейчас трудно поверить, в 1960-е годы он возглавлялся мирянами, а не духовенством, выходил из города без икон. Все это было запрещено. Даже сама встреча паломников из крестного хода была под запретом! Правда, верующие оказались хитрее властей – они выходили из города маленькими разрозненными группами, которые в пути соединялись и приходили в Великорецкое полноценным крестным ходом. В пути неведомым образом появлялись святые образа и маленькие иконки, которые несли верующие. В Великорецком по-прежнему совершалась торжественная служба. Правда, из-за запретов, по сравнению с нашим временем как же был мал этот главный Вятский крестный ход – насчитывал всего лишь несколько тысяч человек. При возвращении в областной центр, паломники снова разбивались на небольшие группы, святые иконы и образки прятались в надежных местах. Гонителям-русофобам только приходилось скрежетать зубами от бессильной злобы...
 
В архиве ЦГАКО сохранился уникальный отчет, как проходил Великорецкий крестный ход в 1964 г., составленный Уполномоченным Совета по делам религиозных культов при Исполкоме Облсовета И.Киселевым. Отчет настолько подробный, что возникает мысль, что либо сам Киселев ходил в крестный ход, либо в него ходили его сотрудники.
 Уже утром 3 июня возле Серафимовской церкви г.Кирова собралось около 400 верующих, готовых идти в далекий путь. Они происходили не только из Кирова, а также из разных райнов области, даже Арбажского. Что бы не допустить религиозного шествия, еще за 8 дней до него Кировскому Владыке были предъявлены следующие требования: что никто из зарегистрированного духовенства в крестный ход не идет, иконы из храмов не давать и, наконец, по возвращении паломников 9 июня никаких встреч им не устраивать. Короче говоря, не мешайте другим гражданам троить социализм. Духовенство было вынуждено подчиниться эти драконовским требованиям и 3 июня после службы в Серафимовской церкви верующим было объявлено, что крестный ход в Великорецкое не будет устроен.
 Как вы думаете, что сделали после этого сотни верующих? Расстроились и разошлись по домам? Как бы не так! Не таковские были вятские люди, свято чтившие свои традиции. Разрознеными группами они вышли в крестный ход и пришли в организованном составе в Великорецкое в количестве 3 тысяч. Возглавлял шествие казначей Великорецкой церкви Маракулин Михаил Николаевич – фронтовик, имевший орден» Отечественной войны второй степени».
 Как проходил этот крестный ход, обратимся к документу: «Получив отрицательный ответ, верующие группами по 10-20 человек стали покидать церковь и по маршруту – с.Макарье, Бобино, Загарье, Горохово направились для исправления религиозных обрядов в с.Великорецкое Медянского района.
Во время передвижения мелкие группы соединялись и толпа верующих, шествующих в с.Великорецкое, увеличивалась, в с.Макарье в толпе было до 300 человек, в с.Бобино до 1500 человек, в с.Загарье до 2 тысяч и в с.Великорецком, где должны были проходить религиозные обряды, толпа верующих была, как и в прошедшие годы, до 3 т.
В период прохождения по установленному маршруту у некоторых верующих появились привешенные на груди или в руках маленькие иконки, а в с.Загарье техничка школы Герасимова передала верующим икону «Николая Чудотворца». В том же селе верующие с вышки бывшей церкви (сейчас мастерская МТС) достали большую икону «Михаила Архангела» и толпа до 3 т. человек, все запыленные, большинство обутые в лапти, с котомками за плечами, с пением молитв двигалась в с.Великорецкое. Большинство верующих были из Медян, Верховинского, Халтуринского, Кировского, Слободского, Оричевского, Арбажского, Макарьевского, Котельничского, Мурашинского районов и г.Кирова, в числе богомольцев были в незначительном количестве и из Удмуртии и Коми АССР.
Состав богомольцев – большинство женщин от 40 и старше лет, мужчин было не более 7 %. Были случаи, правда незначительные, когда верующие приводили с собой детей, в толпе до 40 человек было молодежи, собирали подаяния до 75 человек.
Церемония чествования «Николая Чудотворца» выражалась в том, что участники, как бы с целью «исцеления» или смытия грехов, купались в реке Великой, которая протекает вблизи с.Великорецкого. Перед купанием отдельные верующие кидали в реку рубашки, чулки, платки и другие вещи. Несмотря на низкую температуру (5-7 градусов) 5-6 июня купалось до 300 человек, были единичные случаи, когда родители купали детей.
Родители (фамилии не установил) купали с целью «исцеления» свою дочь, тяжело больную суставным ревматизмом (по неточным данным, девочка является ученицей 8 класса Халтуринской средней школы).
Верующие брали в бутылках «святую воду» из протекающего вблизи часовни ручья. Также вблизи часовни на горе искали камешки с изображением лика «св. Николая Чудотвоорца».
На 2 соснах якобы «божественных» одирали кору. У сосны, которая находится на расстоянии 6 км. от с.Великорецкого, после поклонов оставляли куски хлеба, сахар, рыбу, яички, мелкие деньги. Вторую сосну, которая находится у часовни и с которой уже невозможно оторвать кору, т.к. в рост человека ее уже нет, некоторые ее грызли зубами. У полуразрушенной часовни, на месте явления, верующие собирались группами, читали молитвы.
На второй день 7 июня собрались верующими мелкими группами и в одиночку вышли из с.Великорецкого, оставив в церкви икону «Николая Чудотворца» и «Михаила Архангела». 9 июня утром небольшие группы вернулись в г.Киров и разошлись.
Особую активность в организации проведения церемонии чествования «Николая Чудотвоорца» проявил казначей Великорецкой церкви Маракулин Михаил Николаевич – колхозник колхоза «Память Ильича» - инвалид Великой отечественной войны, награжденный орденом «Отечественной войны 2 ст.». По демобилизации из армии он работал 2 года председателем Великорецкого сельпо. За несколько дней до праздника он ходатайствовал об увеличении состава священнослужителей, с целью участия их в церковных службах в с.Великорецком. свое ходатайство обосновал тем, что местный священник Стуков старый (около 80 лет), больной и слабый голос, эта просьба была отклонена.
Немалую активность проявил фотограф с.Великорецого - Игнатьев, который организовал при церкви хор».
 Так в 1964 году прошел Великорецкий крестный ход, и по его окончании уж не священники, а власти вынуждены были развести руками. Проходил он и все дальнейшие годы и в наши дни становится все наиболее массовым и популярным , как явное торжество Православной веры и вечный символ Вятской земли, который пребудет с ней от начала ее истории и до века.
 
Источник: ЦГАКО ф.П-1290 оп 27 д. 49 лл.166-168 "
#2
Сапоги нужны, конечно. Пару раз прошла весь ход только в сапогах, пару раз проносила их в рюкзаке, ни разу не надев. А так, почти каждый ход нужны, хоты бы на один, самый сырой переход. Большие да, не нужно, средние хорошо)
#3
В этом году не удалось пойти в Великорецкий крестный ход, к сожалению, так случилось. Вячеслав спасибо за Ваши впечатления, очень интересно, как всегда. Из медянского леса долго вытаскивали в 2009 году, скорее всего) Тогда была ещё страшная гроза и ураган, даже поваленные деревья распиливали перед ходом в Медянах, чтобы колонна прошла. Дома смотрела репортажи по ТВ, в интернете фото и комментарии. В одном из репортажей один крестоходец сказал, что ночью 5-го числа они с товарищами пошли посмотреть дорогу до Горохова, и увидели, что одного моста вообще нет, ширина разлившейся речки составляла 20 метров, а глубина 2 метра, поэтому приняли решение идти другим путем.
#4
Этот крестный ход запомнился каким-то небывалым спокойствием и умиротворением. Никакой суеты, никто не обгонял, не наступал на пятки, разговоров было тоже немного. Лица людей спокойные и интеллигентные. В душе молитва и радость. Наверное, за все предыдущие ВКХ, такой Ход первый)) Вероятнее всего, сказалось небольшое количество людей, хотя в 2006 году (когда ходила впервые) людей было примерно столько же, но определенная суета все же была. Может быть сыграло роль то, что не было обеспечения палатками и питанием, и каждый надеялся сам на себя, отсюда и спокойствие - не нужно суетиться занимать места в палатках и в очереди за едой. Тем не менее, хочется выразить огромную благодарность всем жителям села Горохово (если можно так выразиться ;D) за удивительную гречневую кашу и горячий чай! Отдохнули там просто замечательно! "Ключу здоровья" - за поддержку водой. Воду набирали там только раз, но было очень приятно осознавать, что они рядом, и если что, без воды мы не останемся. Также большое спасибо всем медикам, сотрудникам МЧС, полиции - все, кого встречала в Ходу, просто замечательные люди, всегда готовые прийти на помощь, подсказать, поддержать, молодцы! Тут было мнение, что на паломниках каждый старается заработать. Думаю, что это не совсем так. Может отдельные частные лица и имеют какой-нибудь доход, но для государства особой экономической выгоды, наверное, нет. Столько организации, даже в этом году, требует немало финансов. Еще удивила жаркая погода, и небывалая сушь. На втором переходе второго дня всегда шли в сапогах, и в этом году мы их тоже надели, хотя вполне можно было пройти и без них, как многие и сделали.
#5
Спасибо большое за добрые вести ;
#6
Доброго времени суток всем! На днях, перебирая фотографии с ВКХ наткнулась на фото паломника, идущего без ног, на костылях. Дорогие форумчане, может быть есть у кого-нибудь ссылка на видео с этим человеком? Может быть кто-то знает его дальнейшую судьбу? В каком году он шел тоже не могу сказать, может быть 2012, 2013...
#7
Всем доброго времени суток! Наша семья решила принять участие в конкурсе, посвященном 75-летию Победы, «Спасибо за Победу», проводимым телеканалом «Победа». Дорогие форумчане, если Вас не затруднит, то можете поддержать нас голосами, перейдя по ссылке на сайт конкурса))) Конечно, если клип понравится))) Нужно набрать как можно более голосов до 04 мая, чтобы выйти в финал. (Пока мы на девятом месте, шанс есть...) Заранее спасибо:) адрес: https://spasibo.pobeda.tv/contest/1953
#8
А у меня, почему-то, самый тяжелый переход - первый после Загарья, где асфальт и горка в конце. Очень часто не хватало душевных сил и тоже цеплялась глазами за людей, более сильных духом, очень помогало. Но в этом году было легче, труднее было само ожидание этого перехода)))
#9
Еще, надо заметить, что этот Ход пришелся на рабочую неделю. Ни одного выходного за все время Хода. Наверное, этим можно объяснить небольшое количество паломников.
#10
На привале перед Монастырским пришлось отдыхать рядом с этим паломником. Он приехал из Астрахани. Со стороны, если не смотреть ему в глаза, то можно подумать, что он пьян или не в себе. Но если смотреть в глаза, то они вполне разумные, адекватные. Не знаю, в чем тут фокус))) По крайней мере агрессии в нем я не заметила, просто, видимо очень активный, с юга все-таки...
#11
Ну, не то, что бы прямо хотелось дождя. Просто, если выбирать между дождем и жарой, то дождь, однозначно, лучше. Первый день вообще почти воду не пила, видимо сверху достаточно было))) Немного напрягал ветер - сдувал пленку, отдыхать в дождь неприятно, а в целом, нормально было. В этом году было тяжело подниматься в гору после Горохова (там "тягун" такой километра два). Один паломник даже предложил понести мой рюкзак, до такой степени, видимо, был у меня вид измученный))) Но я отказалась - свои тяжести самой нужно нести. В Великорецкое пришла почти в одно время с иконой - и сразу дождь, потом гроза, потом опять дождь с грозой. На поляну вечером попасть не удалось, исповедовалась в Преображенском храме уже около часу ночи. Там и узнала от одной паломницы, что на берегу в 20.30 уже никого из священнослужителей не было. Не помню такого, чтобы 5-го числа на берегу не было исповеди, может раньше было?
#12
Вячеслав, не переживайте, я тоже, например, не решилась на обратную дорогу - немного простыла. Если Вы пришли в 21.10. в Великорецкое, то получается грозу пережили где-то в пути, трудно было, наверное?
#13
Для меня лучше дождь, жара иногда панику вызывает - деться некуда, а дождь и грязь - только брезгливо немного, но это все психология, а жара на физическое тело давит :)
#14
Да, упсу от жажды, наверное, не стоит, это все-таки лекарство. Нужно пить маленькими глотками, умываться периодически и т.д.
#15
Был уже однажды такой год - в мае жара под 30 градусов, а на период Хода - холод, дождики. Возможно, что и нынче такой же вариант)))
SMF spam blocked by CleanTalk