Новости:

SMF форум только что установлен!

Главное меню

Поделимся впечатлениями

Автор Toli, 08 июня 2009, 15:03:40

« назад - далее »

ДимаК

#60
Здравствуйте, уважаемые!
разрешите предложить вашему вниманию отчёт о Великорецком Крестном Ходе - 2009. Отчёт писался для газеты, поэтому многие моменты недостаточно раскрыты и не совсем соблюдена хронология, а некоторые фразы заимствованы. можете присылать конструктивные замечания и свои мысли. Итак, статья

Великорецкий Крестный Ход.
Его история насчитывает уже более 600 лет, и аналогов ему в мире нет. Это одно из главных православных событий Вятской земли и один из самых многочисленных, длительных и известных Крестных Ходов в России. Тысячи паломников ежегодно с 3 по 8 июня стекаются в Вятку, притягиваемые красотой, неповторимостью и живительной силой Великорецкого Крестного Хода. За это время паломники проходят около 150 км. Православные верующие собираются со всей России и даже из зарубежья. В этом году мне повстречались люди из Казахстана, Литвы, Северного Кавказа, Урала, Москвы, СПб и других городов. Паломники готовы переносить любые трудности и дискомфорт – лёгкой прогулки никто не обещал.
Впрочем, обо всём по порядку. Предлагаю Вам пройти этот Ход, как говорят, глазами участника. В этом году участвую в Ходе второй раз, поэтому все трудности и лишения испытаны на своей шкуре. А своя шкура, как Вам известно, дороже любой чужой.
2 июня, вечер. Скорый поезд прибывает на знакомый ж/д вокзал в Кирове. Сейчас идём в Трифонов монастырь, там паломников уже ждут. Переночуем на территории монастыря в палатке, а утром выходим. Возможно переночевать прямо в церкви на полу. И знаете, что меня поразило? Бабушки, у которых нет практически ничего – ни палатки, ни спальника, нет даже коврика. Они не местные – приехали издалека, потому что ночуют не дома, а в храме. Зато у них есть то, что поможет им в любой ситуации – несокрушимая вера в Бога. Это читается по глазам. Твёрдая уверенность, что ничего плохого случится не может и все трудности тяжелого пути преодолимы. Ну что ж, мы тоже будем надеяться на лучшее. А сейчас время позднее, пора спать. Завтра будет непростой день.
3 июня. Ход берёт начало от Серафимовской церкви г. Кирова, что рядом с монастырём. С утра идёт небольшой дождь, хорошо это или плохо – увидим позднее. А пока с благословления митрополита Вятского и Слободского Хрисанфа начинаем путь. По улицам города огромная колонна паломников (около 25 тыс. человек) движется в сторону старого моста через Вятку и затем уходит на другой берег реки. Идём не быстро, чтобы сразу не устать. Впереди крест и икона Николая – Чудотворца.
Постепенно проходит радостная эйфория первого дня. Дождь продолжается, и понемногу промокает всё, что не спрятано. Холодные сырые кроссовки лучше снять и надеть чёрные резиновые сапоги, в них тепло и сухо. Сворачиваем с асфальта на грунтовку, теперь под ногами глина или мокрая трава.
Каждые час – полтора - короткий отдых. Можно попить чаю, перекусить и немного отдохнуть. А затем идём дальше.
Вечером Ход достигает села Бобино, где останавливается на ночлег. Паломники размещаются в школе, больших армейских палатках и у местных жителей. Организаторы Хода привлекли полевые солдатские кухни и приготовили кипяток – хватило всем желающим. Сразу после ужина отбой – выходим очень рано.
Сон плавно обволакивает тело и даёт отдых натруженному организму. Кажется, только уснул, а уже пора вставать. Где то там, за спиной, уставший за день город под тёплыми одеялами ещё досматривает первые сны, а здесь, помолившись, паломники уже начинают собираться в путь.
4 июня. Сегодня предстоит пройти 50 км. Ночью Николай – Чудотворец ниспослал нам сильную грозу с громом и молнией, но сейчас небо чистое. Выходим в 3 часа ночи.
Прислушиваюсь к своему состоянию, прозваниваю себя изнутри: спать, конечно, хочется, но не смертельно. Лёгкая усталость в руках, ногах и спине – ничего страшного. Рюкзак на спину – и бодрым шагом вперёд! Но не с песней, а с молитвой.
Попадаются знакомые лица с прошлогоднего Хода, много паломников с детьми. Дети постарше сами идут и несут рюкзаки, совсем маленькие едут на колясках и на руках родителей. Скорость движения колонны уже не такая медленная, какой казалась вчера. Трудности и невзгоды долгого пути уравнивают всех. Уже не кажется, что весь ход могу легко пробежать вприпрыжку. Если совсем тяжело, то можно присесть на несколько минут на обочине – ничего страшного, огромная колонна растягивается на несколько км.
Село Загарье, сегодня обедаем тут. Спасибо поварам за вкусную гречневую кашу и суп! После обеда два часа свободного времени, можно отдохнуть. Впереди на сегодня ещё около 25 км. Участок пути проходим по асфальту, затем сворачиваем на грунтовку. По жаре идти настолько тяжело и душно, что начинаем мечтать о вчерашнем дожде. Последние километры пути самые долгие, но и они заканчиваются.
Село Монастырское. На сегодня всё, норма пройдена. Теперь скорее ужинать, умыться и спать – до подъёма остаётся 4 часа. Есть из-за усталости почти не хочется, и уснуть сразу не получается. Короткий миг забытья – и слышен писк будильника.
5 июня. Подниматься тяжело, всё тело ломит, как после хорошей драки. Первые метры пути даются с трудом, многие паломники меня обходят, в том числе и те самые бабушки. Лёгкий дождь приносит немного облегчения.
Привал! Сначала просто лежу – не хочется ничего. Затем не спеша готовлю овсянку и чай и неторопливо всё это ем. Силы понемногу восстанавливаются, а дождь заканчивается. Теперь можно снова месить сапогами глину, догоняя голову колонны.
Нежилое село Горохово. Купол Гороховского храма видно издалека, и это придаёт дополнительные силы. Идёт большая реконструкционная работа по восстановлению храма, вокруг груды кирпичей, досок и других материалов. Вообще, на пути следования крестного хода восстанавливаются многие церкви и строятся новые, что не может не радовать.
В Горохово у нас обед и пара часов отдыха. А затем марш-бросок до Великорецкого – конечной цели Крестного Хода.
Вечером усталые паломники заходят в село Великорецкое. Нас встречают радостным колокольным звоном, гречневой кашей и крутым кипятком. Теперь можно скинуть рюкзак, поставить палатку и поужинать, а затем пройтись до берега реки Великая. Ночью тут состоится исповедь, а завтра утром главное событие Хода – Божественная Литургия на месте обретения иконы Николая – Чудотворца.
6 июня. Сегодня в Великорецком большой праздник, куда съедутся множество гостей – тех, кто не имеет возможности или сил пройти с Ходом. Литургию служит Митрополит Вятский и Слободской Хрисанф. Во время службы вокруг солнца образовалась круговая радуга. Народу собралось столько, что полностью заполнили большую поляну на берегу. Приезжал даже сам областной губернатор.
А для уставших паломников появилась отличная возможность как следует отдохнуть. Можно устроить себе небольшую экскурсию по селу и окрестностям. Многие купаются в реке или купели при святом источнике.
7 июня. Подъём сегодня на час раньше обычного, выходим в обратный путь затемно, в 2 часа ночи. Назад идём другой дорогой, она намного короче, да и путь домой веселей. Наш путь лежит через глухой Медянский Бор – трёхчасовой безостановочный переход. В этом бору полно всякого зверья, волки и медведи, лоси и кабаны, нет только Бабы-Яги. Николай – Чудотворец приготовил нам очередной подарок – салют, да какой! Новогодней ночью такого салюта не увидишь, каким природа встретила нас: в самом центре леса пошёл дождь. Сначала небольшой, затем ливень сплошной стеной, а в конце собственно салют – долбанул град. Настолько крупный, что начинаешь жалеть, что не взял с собой строительную каску. Градины размером с фасоль и вкусные, как леденцы. Град с дождём скоро заканчивается, снова светит солнце – красота! Можно на привале разжечь большой костёр, обогреться и обсушиться. Дров тут много, в прошлом году проводились лесозаготовки.
К костру подходит паломник и предлагает испечь картошку. Есть не хочется, но одну картошину можно, для разнообразия. Ух! А ведь ничего особенного. Простая картошка без соли и родниковая вода, а какая вкусная!..
Переход до села Медяны. Короткий – всего 3-4 км, но не простой. После дождя дорога по колено в грязи, а иногда и выше. Эффективно использую «полный привод», т.е. в придачу к ногам специальные палки-ходилки. На болоте и грязи незаменимая вещь! А ещё очень хорошо проявили себя обычные резиновые сапоги.
В Медянах у нас обед, а затем переход до Мурыгино, где ночуем. В Мурыгино снова начался дождь, и предстоит мокрая ночёвка в сырой палатке.
- Идём со мной, я с хозяином договорился. Будет ужин, жаркая русская баня и сухая постель,- подслушиваю случайный разговор рядом. Конечно, сырая палатка в сравнение с русской баней не идёт... Ладно, не пропадём! Тем более что спальник и другие вещи остались сухими.
8 июня. Последний день Хода, сегодня возвращаемся в Киров. Резиновые сапоги можно помыть и убрать в рюкзак, весь день идём по асфальту. Но не спешите радоваться – по асфальту хоть и быстрее, но тяжелее и ноги устают больше. Проходим мост через Вятку, начинают попадаться встречающие местные жители. А мы, паломники, чувствуем себя примерно так же, как русские солдаты в мае 1945-го года, возвращающиеся с Победой домой. И даже дождь теперь не кажется чем-то плохим.
Церковь Российских новомученников, обед и отдых. До конца хода остаётся несколько км, но откуда-то наваливается нечеловеческая усталость. Кажется, что сил не осталось совсем и сейчас свалишься прямо на асфальт посреди города. Это Бог посылает дополнительное испытание – за то, наверное, что первые дни мне было слишком весело. Обращаюсь с молитвой к Николаю-Чудотворцу и через «не могу» переставляю тяжелые ватные ноги. Становится немного полегче, сил хватает, чтобы пройти Ход до конца, а затем можно спокойно посидеть и отдохнуть. Теперь торопиться никуда не нужно, поезд домой поздно вечером.
... Много ещё можно рассказать о Великорецком Крестном Ходе, но увы – формат газетной статьи не позволяет. Зато напрашивается один очень важный и не совсем приятный вывод. Оказывается, я очень слабый человек. Да, дошёл до конца и немного чувствую себя героем. Но на привалах первым делом искал что? Отдых, а не шёл на молебен, как другие. По приходу в Великорецкое первым делом завалился спать, а службу опять пропустил. Можно придумать тысячу оправданий - не выспался, голодный, промок и т.д., однако другие паломники промокли и оголодали не меньше, а вот хватило сил и желания выстоять до поздней ночи 4-часовую очередь на исповедь, а завтра чуть свет встать на Литургию.
Что теперь? Будем ждать следующего года. И вот тогда, в 2010 году, нужно будет собраться и пройти Крестный Ход как полагается, а не воспринимать всё, как экскурсию.

Сестрица

Отличный рассказ!
И с юмором.
Вот это понравилось: :)
ЦитироватьЭффективно использую «полный привод», т.е. в придачу к ногам специальные палки-ходилки. На болоте и грязи незаменимая вещь!

ЦитироватьПроходим мост через Вятку, начинают попадаться встречающие местные жители. А мы, паломники, чувствуем себя примерно так же, как русские солдаты в мае 1945-го года

Если не секрет, для какой газеты статья?

Великорецкий Крестный ход учит любить людей...

ДимаК

2 Сестрица:
стстья для газеты "Двинская правда", это у нас в Котласе местная.

НЕВа

 Ежедневно просматриваю новые ваши сообщения на форуме. Хочется мыслями снова и снова вернуться в Ход. Сегодня вспомнила, какое впечатление произвела на меня литургия на Великой. Я впервые услышала ТАКОЕ исполнение "Иже херувимы" (исполнялось архиерейским хором). В это время в службе был момент, когда участвующие в службе иереи перемещались в алтаре и быстро-быстро что-то говорили (простите, Христа ради, мою безграмотность, я только-только воцерковляюсь, и не знаю, как называется это действо в службе!). У меня было полное ощущение, что воздух пронизан звенящими крыльями ангелов! Никогда мне так сладко не плакалось.
Теперь стараюсь почаще ходить на службу в свой приходской храм, пытаюсь уловить подобные мгновения счастья.
Скучаю по всем ВАМ, братья и сестры! Жду встречи. с уважением, НЕВа.

Елькин Александр

Не каждый год, но бывает такое непередаваемое ощущение на литургии, когда народ массово причащается, даже не могу подобрать ему определение. Схоже с Пасхой, но все же другое.
Наверно ощущение полноты единения небесной и земной церкви, и видится это не телесными очами.

К сожалению какой год не могу себя заставить исповедоваться раньше, чтобы полностью отстоять литургию, а не за алтарем на исповеди. 
«Всякий раз помните, что Вы идете в Великорецкое, а должны прийти ко Христу!»

ольга драченникова

помогите вернуть чужие вещи (косметичка с лекарствами и святая вода).Поломницу зовут Нина, живет в Казани, в Москве у нее дочь и трое внуков.Помогите найти ее.

Елькин Александр

сообщение от Лудникова Николая Николаевича

Отзыв на статью иерея Игоря Дроздова «Туристы крестного хода». Прочитал недавно в газете Вера статью иерея Игоря Дроздова, священника храма преподобного Серафима Саровского, что в городе Сосногорске, называлась она: «Туристы крестного хода», и как-то грустно мне стало, обидно за нас крестноходцев. Себя я наверно тоже могу причислить к этому почетному званию, поскольку был с крестным ходом на реке Великой шесть раз, с 2004 по 2009 годы принимал участие в этом великом православном действе. В настоящей православной России аналогов этому крестному ходу нет, ни по продолжительности, ни по количеству принимающих в нем участие людей, ни по «древности» его. Возник он в далеком четырнадцатом веке и вот уже свыше шести веков, исполняя Обет, данный Святителю Николаю, идут люди крестным ходом на реку Великую, место обретения иконы Святителя и обратно в Вятку, туда, где находилась и находится чудодейственная икона все эти годы. Почему же обидно и грустно мне стало? Из за того, что назвали нас туристами, конечно же нет, для того чтобы полнее высказать, озвучить мое состояние, считаю необходимым привести выдержки из статьи священника, третий раз «поучаствовавшего», как он сам говорит, в великорецком крестном ходе. С большинством его суждений трудно спорить, кажется, говорит батюшка правильные вещи, но какая-то безрадостная картина вырисовывается, после прочтения например таких строк: «...Или же отправляясь в шествие, человек пожелал устранить своего начальника, а его по дороге хватил инфаркт». Это сколько же ненависти надобно иметь, чтобы не полениться взять отпуск, добраться до Вятки, пройти вместе с крестноходцами почти двести километров и всю дорогу молиться Господу только об одном – об устранении начальника, паранойя какая-то, во всяком случае, ничего подобного от людей участвующих в крестном походе я не слышал, а общался я как журналист со многими людьми, разных возрастов и разного социального положения. Далее батюшка пишет: «Сейчас благодатное время. Время сеять: на камне или при дороге. Авось где прозябнет...». Но почему же сеять то только на камне или при дороге, а не в благодатном месте, в чистом поле, например? Следующей своей фразой, он спрашивает читателя или крестноходца: «...смог бы он один тайно пронести икону традиционным путем, вернуться и удалиться из Кирова так же неприметно, чтоб это нигде не было бы зафиксировано? Большинство бы не смогло...». Столь категорично утверждать за всех нас крестноходцев, наверное, по меньшей мере, неэтично и слишком самоуверенно. Сама постановка вопроса сродни такой: «А смог ли бы ты совершить подвиг Александра Матросова - закрыть амбразуру своей грудью? Ну разве кто либо из нас ответит на этот вопрос утвердительно. Наверняка большинство сегодняшних мальчишек, воевавших например, в Чечне и ценою собственной жизни, спасающих товарищей не смогло бы утвердительно ответить на этот вопрос, но когда оказалось надо, они встали на пути в десятки раз превосходящего противника и не позволили бандитам перейти перевал. Нет смысла мудрствовать сейчас на отвлеченные темы, изменится ситуация, тогда и посмотрим, кто чего стоит. Следующей фразой, батюшка вообще ставит меня в тупик: «Лишь человек способный с самоорганизации, сможет ответить на этот вопрос...». То есть на вопрос: а смог бы я тайно пронести икону? Совершенно непонятно причем здесь самоорганизация, к чему вообще вся эта фраза, какую смысловую нагрузку она несет, по моему здесь логичнее говорить о смелости человека, глубине его веры во Христа, а не о какой-то непонятной «самоорганизации». Следующий абзац батюшкиных мыслей мне придется привести полностью, не смотря на его величину, поскольку уж очень они на мой взгляд спорны: «...Сейчас ведь все просто – идет масса, а я в ней. И в этой массе до того много собеседников, что крестный ход превращается в некий клуб встреч с легким экстремальным оттенком, где все документально фиксируется на фото и видеоаппаратуру. Это вторая причина и, к сожалению, более значимая, по которой многие, шествуя, не столько прославляют угодника Божия, сколько себя, любимого. Идем ли мы несколько дней под дождем – мы восхищаемся собой, какие мы терпеливые, и все это видят! Месим ли ногами грязь – снова восхищаемся собой. В другом бы месте раздражались бы, но не тут. И даже угождение ближнему, в походных условиях пропитывается тщеславием...». Вот такой вот огромный абзац получился батюшкиных мыслей. Если честно, читать их горько. В крестном ходе Николенька Великорецкий сводит тебя с самыми разными людьми, причем происходит это отнюдь не случайно, новичку, обязательно встретиться опытный крестноходец, который поможет ему с ночлегом, поделиться последним глотком воды или краюхой хлеба, примеров этих множество. Беседы, монологи, диалоги, происходящие на протяжении крестного пути – это огромная школа жизни, где неопытные, быть может, еще не воцерковленные паломники, набираются опыта у более зрелых и духовно богатых людей. Не забуду, как помогали мне в первом моем путешествии на реку Великую кировчане Юрий и Наталья делились со мной продуктами питания, питьевой водой, помогли с ночлегом, который ой как непросто найти в маленьких деревнях на привале, когда десятки тысяч людей стремятся, как и ты устроиться на ночлег, имея крушу над головой и хоть какие-то удобства, чтобы попить горячего чаю, погреться у теплой печки, уснуть, наконец, на пару часов, не в чистом поле, под дождем, а на полу, у радушных хозяев, которые помимо тебя приняли и устроили уже человек двадцать таких же, как и ты бедолаг - крестноходцев. И примеров такой взаимопомощи я могу привести десятки и мои товарищи тоже. Как можно утверждать, что многие идут в крестный ход, чтобы восхищаться собой любимым, какое уж тут восхищение, когда никто не знает, дойдет ли он до следующего привала, до следующей ночевки, хватит ли сил и веры, чтобы перенести все тяготы этого неимоверно трудного православного путешествия. Что-то ни одного любующегося собой паломника я не встретил за все свои крестные ходы. Чем труднее идти, тем более одухотворенными становятся лица, особенно поражают лики детей, они как ангелы, безропотно и терпеливо переносят все тяготы путешествия, редко где услышишь детский плач, или капризы ребенка. Маленькие дети проникаются той особенной атмосферой, которая покрывает идущих по намоленному пути людей. Случайных личностей в Великорецкоп паломничестве очень немного и не они делают «погоду» в крестном ходе. Большинство верующих и неверующих – это отчаявшиеся люди, идущие в крестный ход с самыми сокровенными своими помыслами: кто-то – спасти любимое дите от пьянства и употребления наркотиков, кто-то, вымаливая здоровья своим близким, одним словом, стекаются сюда на реку Великую люди со своими скорбями и просьбами, свято веря, что Великий заступник и угодник Божий Николенька не бросит их в беде, поможет и защитит. Далее иерей Игорь Дроздов пишет: «Скорбно бывает видеть, как единая в своей массе река людей оказывается разобщена чуждым Церкви Христовой чувством себялюбия. Евангельское изречение – «Да будет все едино» - не находит подтверждения в этом движении людей. Казалось бы, условия кресного хода располагают к взаимному проникновению через служение ближнему, но, когда человек самодостаточен, ему нет нужды прибегать к помощи ближнего и нет необходимости в обратном движении навстречу нужде спутника...». Скорбно читать эти строки, строки духовного пастыря, который не разглядел в «массе людей» единого душевного порыва, духовного единения, паломнического братства, когда совершенно незнакомые люди помогают бабушке или женщине пройти трудный участок, берут на руки детей, впрягаются, везти больного или парализованного совершенно незнакомого человека, как это сделал, например ухтинец Михаил в 2005 году. Примеров христианской любви к ближнему такое множество в крестном ходе, что не увидеть их совершенно невозможно. «Злой человек видит только злое. Не хотелось бы, чтобы это отнесли ко мне, поэтому в завершение скажу о том, что из пережитого порадовало. В этом крестном ходе, как и в других, есть место благодати...». Отрадно, что батюшка, все таки, отметил и некие положительные моменты в своем крестном шествии, написав в конце своей статьи, что в крестном ходе все таки есть место благодати. В заключении я хотел бы сказать несколько слов относительно того, что же подвигло меня написать данную статью. Для меня Великорецкий крестный ход, как и для многих моих товарищей, стал бесконечно дорогим и близким, более того, большинство из нас живет сейчас от крестного хода до крестного хода. Первые полгода мы живем воспоминаниями о пережитом, вторые полгода начинаем готовиться к очередному крестному походу на реку Великую. Созваниваемся, переписываемся, общаемся в Интернете. Какое счастье жить тобой, Великорецкий Крестный ход, Идти твоими намоленными тропами, Из года в год проходя один и тот же маршрут, Каждый раз такой непохожий на предыдущий. Вдыхать аромат твоих лесов и полей, Печально созерцать разрушенные остовы некогда жилых домов, Умерших деревень. Уединяться в свои мысли, Полностью отрешившись от городской суеты, Которая пеленает тебя по рукам и ногам В беспокойном каменном мире. Только здесь, ты начинаешь с пронзительной ясностью понимать, Как мало надо человеку для счастья: Краюха хлеба, вовремя протянутого товарищем, Глоток чистой святой родниковой воды, Крыша над головой, Когда после долгого многокилометрового перехода тебя уже совсем не держат ноги, Молитва, которую ты произносишь здесь не всуе, не впопыхах, Как некое необходимое, но обременительное действо, А как единственное средство, способное помочь тебе дойти до очередного привала, Продержаться еще один день, этого нелегкого крестного пути, И быть может дойти до конца, исполнив Обет, данный нашими предками, Пронеся и свой крест, вымолив у Николеньки еще один год счастливой жизни – До очередного Крестного хода! Ниже я привожу статью батюшки. ТУРИСТЫ КРЕСТНОГО ХОДА В июне 2009 года Господь сподобил меня в третий раз поучаствовать в Великорецком крестном ходе. Впечатления остались несколько иного свойства, нежели в предыдущие годы. Отчасти, и только отчасти, это произошло потому, что это шествие совершалось мною в сане священника, а не мирянина. Всё, что далее будет излагаться, в равной степени касается и меня лично. Грешен я, как и все мы, но, пользуясь правом пастырства, попытаюсь разглядеть и свой грех и предостеречь многих от возможного падения. Даже в годы атеизма и гонений на Церковь крестный ход ни разу не прекращался. Но сегодня именно дети строителей коммунизма и их дети составляют большую часть крестоходцев. И многим из них немало ещё предстоит пройти, чтобы воцерковиться, понять всю глубину отличия этого хода от массовых шествий советского прошлого. Сколько крестных ходов существует в России! Но мало какой из них привлекает столько участников, сколько Великорецкий. Конечно же, почти всех объединяют прошения к угоднику Божьему Николаю. Прошения разные, и многие по вере исполняются, что является ещё одним поводом вернуться и поблагодарить Николая Чудотворца. Но нельзя забывать, что исполнение их зависит от воли Божией. Чем примечателен этот крестный ход, так это тем, что в нём открывается воля Божья о каждом его участнике. Любой исход событий в течение крестного хода или спустя какое-то время и есть воля Божья. Каждый участник хода даёт обет пройти его полностью. Но бывают ситуации, когда продолжение шествия становится невозможным. К примеру, пожелал человек себе чего-то, экипировался как следует, чтоб комфортно было при любой погоде, а на второй день пути сломал ногу. «Неужели я не пройду и не узнаю о себе волю Божью?» – думает ходок. Невдомёк ему, что этим самым Господь указывает ему на то обстоятельство, что перед уходом из дома он, поссорившись с больной матерью и не примирившись с ней, несправедливо оставил её на попечение соседям. Или же, отправляясь в шествие, человек пожелал устранить своего начальника, а по дороге его хватил инфаркт. Неужели человек не усмотрит в этом воли Божьей? Сейчас благодатное время. Время сеять: на камне или при дороге. Авось где прозябнет. Нет гонений, когда ходокам, желавшим участвовать в крестном ходе, всячески препятствовали. Но спросим сегодняшнего участника хода, смог бы он один тайно пронести икону традиционным путём, вернуться и удалиться из Кирова так же неприметно, чтоб это нигде не было бы зафиксировано? Большинство бы не смогло. Отчасти потому, что исчезнет ясная цель в голове, для чего он это делает. Лишь человек, способный к самоорганизации, сможет ответить на этот вопрос. Сейчас ведь всё просто – идёт масса, а я в ней. И в этой массе до того много собеседников, что крестный ход превращается в некий клуб встреч с лёгким экстремальным оттенком, где всё документально фиксируется на фото- и видеоаппаратуру. Это вторая причина и, к сожалению, более значимая, по которой многие, шествуя, не столько прославляют угодника Божия, сколько себя, любимого. Идём ли мы несколько дней под дождём – мы восхищаемся собой, какие мы терпеливые, и все это видят! Месим ли ногами грязь – снова восхищаемся собой. В другом бы месте раздражались бы, но не тут. И даже угождение ближнему в походных условиях пропитывается тщеславием. «Тщеславие, – пишет Иоанн Лествичник, – высказывается при каждой добродетели. Когда, например, храню пост – тщеславлюсь. И когда скрываю пост от других, опять тщеславлюсь благоразумием. Одевшись в светлую одежду, побеждаюсь любовью к похвалам. И переодевшись в худую, тщеславлюсь. Куда ни поверни это терние, оно всё станет спицами кверху». Сказанное относится категории «туристов крестного хода», которых привлекает романтика, общение, зрелище неохватного взором потока людей, непривычные условия и чудесные события. И выходит, что по большей-то части мы идём и грешим. Даже мнимое чувство благодати, которое, может быть, выражено зубоскальной улыбкой и блеском в глазах, скорее можно отнести к прелестной восторженности, присущей сектантам, чем тихой радости православного. По этому поводу у матушки Людмилы Кононовой в стихах есть приметные строчки: «Любое слово о том, как дышит благодать, лишает Божьего покрова и душу заставляет лгать». Скорбно бывает видеть, как единая в своей массе река людей оказывается разобщена чуждым Церкви Христовой чувством себялюбия. Евангельское изречение – «Да будет всё едино» – не находит подтверждения в этом движении людей. Казалось бы, условия крестного хода располагают к взаимному проникновению через служение ближнему, но, когда человек самодостаточен, ему нет нужды прибегать к помощи ближнего и нет необходимости в обратном движении навстречу нужде спутника. Эгоизм чётко удерживает в голове мысль: «Лучше, чем я сам, обо мне никто не позаботится». Те, кто в этом крестном ходе шагает дружной семьёй, не отделяя себя ни в чём, всегда готовый уступить, услужить, – тому дана возможность прочувствовать единение душ. На таких можно положиться в любой ситуации. Радостно видеть солидарность среди прихожан одного храма и скорбно её не видеть. Злой человек видит только злое. Не хотелось бы, чтобы это отнесли ко мне, поэтому в завершение скажу о том, что из пережитого порадовало. В этом крестном ходе, как и в других, есть место благодати. В четырёх словах это будет звучать так: «В видимом – невидимое, в непостижимом – постижимое». Новички, смиренно уготовляющие себя к любым испытаниям крестного хода, признавались: если бы я знал, что будет такой путь, то не осилил бы. И я, грешный иерей, видя ещё не умершую Россию, радуюсь тому, что в ней живут христиане, которые в своих тщедушных телах несут мощь «реки великой», открывая в себе действие Божьей благодати и Его непрестанное попечение о нас, в чём я свидетель, и прошу ваших молитв о моём недостоинстве, священнике храма Преподобного Серафима Саровского г. Сосногорска, с причтом церковным и сродниками. Иерей Игорь ДРОЗДОВ назад  вперед
«Всякий раз помните, что Вы идете в Великорецкое, а должны прийти ко Христу!»

kusma1764

Мой первый крестный ход

Итак, с чего всё начиналось. Примерно год назад я узнал, что в Кировской области существует один из самых старейших, протяжённых и массовых крестных ходов в мире – Великорецкий крестный ход. После этого я зашёл на официальный сайт этого хода и прочитал о нём более подробно. Затем я позвонил другу в Киров и сообщил о своём желании пройти этот ход в этом 2009 году. Олег не только поддержал меня в моём решении, но и решил пройти его вместе со мной. Директор шахты Сергей Евгеньевич Беликов подписал мне отпуск для осуществления моих идей, первой из которых и является крестный ход. Затем были куплен билет до Кирова, закуплены палатка, спальный мешок и другие мелочи, необходимые в этом ходе. И вот наступил этот день 3 июня 2009 года.
Проснувшись, позавтракав и захватив снаряжение, я и Олег направились к месту старта крестного хода – Серафимовскому собору в городе Киров. Уже на подступах к нему, я увидел множество людей, движущихся в одном направлении. Погода с утра стояла солнечная, настроение бодрое, но за полчаса до выноса иконы святому Николаю пошёл дождь, который продолжался с перерывами все три дня, что мы были в пути. В начале одиннадцатого икона была торжественно вынесена из Собора и собственно было положено начало Великорецкому крестному ходу 2009 – первому в моей жизни, Олега, да и многих идущих с нами.
Очень удивил меня состав людей, идущих рядом с нами: многие вели с собой детей, несли грудничков и везли их в колясках. Много людей было преклонного возраста.
Запомнилась одна сценка у собора ещё до старта. Две женщины из Н.Новгорода (мать и дочь) ругались как на базаре по поводу того, у кого из них должны быть паспорта и деньги. Потом я ещё два раза встречал их в пути и они также друг на друга бурчали что-то. Видимо, это их способ общения между собой. С ними ещё была молчаливая девочка лет пятнадцати.
Интересно было наблюдать за ходом в далеко просматривающихся местах, когда не видно ни начала ни конца этой процессии. Просто интересно, как подсчитывают количество участников в таких массовых мероприятиях? Я так, например, не видел, чтобы кто-то стоял и вёл учёт паломников. Первый день был самым асфальтовым, более половины из 20км было пройдено по асфальту, остальные по размытой дождями полевой дороге. Причём маршрут был проложен так, что объездную дорогу мы пересекали три раза, не пройдя по ней ни метра вдоль, хотя на карте, которую я приобрёл, обозначен был как раз маршрут именно по объездной. И вот в начале девятого вечера мы прибыли в Бобино, пункт нашей первой ночёвки. Палатку поставили прямо на школьном стадионе под дождём, поужинали и легли спать.
Проснувшись в 2 часа ночи, мы обнаружили, что дождь временно прекратился. Палатка, рассчитанная на 3000мм осадков, оказалась не готова к такому дождю. Видимо, в эту ночь их было чуточку более. Спальники тоже были сырые, обувь, соответственно, как и одежда тоже. Из сухого был, наверное, только мой желудок, который я наполнил чаем и каким-то перекусом. Пока собирали палатку и всё остальное, дождь пошёл снова. Этого и следовало ожидать, ведь в этот день было штормовое предупреждение. Люди ночевали не только в Бобино, но и в близлежащем лесу, так как такое количество народу, конечно, не поместилось бы в один пригородный посёлок. Второй день по протяжённости самый длинный. Его дистанция составляет более марафонской. Дорога практически отсутствовала, было лишь направление. А двухдневный дождь и тысячи ног превратили её в месиво.
В этот день до обеденного привала запомнился один интересный эпизод. Идёт по дороге (или точнее сказать по мачмале) девушка. Сапожки почти полностью утопают в грязи. На плечах солидный рюкзак. Сверху поливает ливень. Вся промокшая. В руке сотовый телефон, по которому она отвечает: «Да, мам, всё нормально, идём!».
Из-за раскисшей дороги в Загарье на обеденную стоянку пришли с опозданием на 2 часа. По рупору объявляют, что предстоит ёще более трудный переход, возможность эвакуации людей из-за плохой дороги практически отсутствует. Поэтому предлагают, кто немощен, проехать до Монастырского на автобусе. На обеде съедаем чего-то, отлёживаемся на выглянувшем солнышке и трогаемся дальше в путь по асфальту. Конечно же, снова пошёл дождь и люди как на Формуле-1 переодевают конечно не дождевые покрышки, а обувь и накидывают всевозможных конструкций дождевики, пакеты...
Как только свернули с асфальта, встали на привал, Олег почувствовал боль в суставе ноги. Мазь никакую мы с собой не брали, поэтому обратились к ребятам из отряда МЧС «Пересвет», которые перевязали Олегу ногу. Стала давать о себе знать сырая обувь. На ноге лопнула мозоль, и я наложил пластырь на это место.
В этот день после обеда самый примечательный эпизод случился в конце пути. Пройдено было уже около 40км. На одной из стоянок, когда взрослые валились с ног от усталости, двое мальчишек лет по 8 затеяли между собой догонялки с киданием друг в друга комьев земли. Вот у кого запас сил ещё оставался точно.
В Монастырское прибыли что-то около 22 часов. Солнце уже садилось. Расставили палатку, поужинали очередным бичпакетом с консервой и легли спать. Рядом с нами поставили палатку две англоязычных девушки. Откуда они спрашивать не стал, думаю, их и так на протяжении пути достали с такими вопросами. А кроме, как «Вэ а ю фром?» по англицки сказать-то мне и нечего. Когда они между собой разговаривали, вроде слова некоторые понятны, а о чём гуторят, ни бум-бум.
Сон пришёл как раз в тот момент, когда голова коснулась подушки. Совет всем, кого мучает бессонница, пройдите в крестный ход и я вас уверяю, что, по крайней мере, на эти дни вы забудете, что это такое.
Но вот первые отблески зари коснулись лагеря паломников, как надо было уже вставать и идти дальше. Проснулись в 2 часа 20 минут и уже в начале четвёртого были снова в пути. На выходе из села стоял батюшка, который благословил нас, а также предлагал немощным проехать до Великорецкого на автобусе. Желание было велико, но не для этого я сюда приехал. Нога у Олега немного отстала, но напомнила о себе уже скоро. В этот день дважды ему перебинтовывала и смазывала кремом больную ногу девушка-спасатель. А последние километры пути он преодолевал уже как лыжник с двумя палками. Правда стиль его передвижения я так и не смог определить, то ли коньковый, то ли классический. Вообще, преклоняюсь перед стойкостью этих людей, а также врача, молодого юношу, который передвигался не только вперед, но и в обратном направлении, когда требовалась медицинская помощь. Кажется, что тебе тяжело, ноги гудят, мозоли натирают, вода чавкает в кроссовках. Рюкзак тянет назад. Но как только увидишь, что рядом с тобой этот же путь проходит мужчина на костылях, подволакивая ноги, твои проблемы уже кажутся такими мелкими, что на них и внимания обращать не стоит.
К обеду мы подошли к бывшему большому селу Горохово, в котором сейчас никто не живёт. Но осталась большая церковь, колокольня, целебный источник. И в церкви ведётся большое строительство, вставляются евроокна, сложено много кирпича, внутри церковь оштукатурена, источник облагорожен, везде мостки. В источнике набрали воды, пообедали, даже часик вздремнули в палатке и продолжили свой путь. Олег шёл впереди, я в пределах видимости за ним. На одном из привалов разговорились с женщиной из Архангельска. И она сказала, что когда ей становится невмоготу идти, она начинает читать молитву и бог даёт ей силы продолжать идти.
Но всё когда-то заканчивается, и когда видишь конечную цель своего пути, село Великорецкое, появляется второе дыхание и ноги сами несут тебя вперёд, хотя последний переход идёт практически до самого асфальта в гору. И вот в шестом часу вечера мы вышли на асфальт, где так непривычно было видеть местных девушек на каблуках, а мужчин, встречавших кого-то из родных, в пиджаках. Зато лица людей, выходящих на дорогу были уставшие, но светились каким-то счастьем. Наверное, такое же лицо было и у меня, если посмотреть на меня со стороны.
А потом был ужин в местном буфете, очередь на автобус до Кирова, где люди стали уже сами собой. Стали ругаться друг с другом, чего я ни разу не видел за три предыдущих дня. Сказка или идиллия закончилась, но появилось твёрдое желание обязательно вернуться сюда ещё и ещё. Этот крестный ход даже старожилы называли одним из самых трудных в плане погоды. Зато после него в Киров и приходит настоящее лето, что и показали уже следующие дни.
Совет тем семьям, в которых нет мира, пройдите этот путь, и всё будет о`кей. Переосмысление жизни у вас произойдёт, это точно. Запомнился разговор с двумя женщинами, для которых это далеко не первый крестный ход. Когда они узнали, что я иду первый раз, сказали: «Какой же вы счастливый! У вас ещё будут крестные ходы, но этот вы запомните на всю жизнь!».
Это были просто путевые заметки паломника-новичка Юрия Кузнецова, которые я буду перечитывать, смотреть фотографии и вспоминать, какой же я был счастливый 3-5 июня 2009 года.


Елькин Александр

Люблю такие заметки! 8 :) Сам вспоминаю свой первый ВКХ 2004.
Конечно 2005 круче всех по сложности потом 2009 потом 2008 (в обратном пути был просто дубак)
«Всякий раз помните, что Вы идете в Великорецкое, а должны прийти ко Христу!»

marina

#69
Цитата: Елькин Александр от 11 июня 2009, 21:01:11
Посмотрел в поисковиках. Употребляются оба названия, но крестоходцы чаще.
Александр, здравствуйте! Как раз 1 сентября, как обычно во вторник, прот.Артемий (у о.протоиерея первое светское образование филологическое,филфак МГУ) был в эфире р/с "Радонеж", и я имела возможность задать ему вопрос о "крестоходцах" и "крестноходцах". Ответ можно прослушать на сайте радиостанции, там всё выкладывается. Всё же крестоходцы - правильно по-русски.

marina

Фильмы "Великорецкие кретоходцы" и "Великорецкие заристовки" в Москве можно купить недалеко от Маросейского храма (м."Китай-город",выход к Политехническому музею) на книжном складе. Тел.623-78-22, как дойти они объяснят.
Фильм "Река Великая" есть в магазине "Сретение".

Максим

Великорецкий крестный ход


Пока идет Великорецкий
Святой Руси стоять и жить!
Не сможет даже злоба ада
Ее твердыню сокрушить.

Терпенье, подвиг, предстоянье...
На каждый шаг – молитвы слог.
Святитель Николай встречает
Всех тех, кто путь осилить смог.

Идут от мала до велика
Сквозь зной, дожди, сквозь град и темь.
Наперекор сомненью, лени,
Идут неспешно целый день.

Пока идет Великорецкий
Святой Руси душа жива.
И не склониться пред врагами
Ее прекрасная глава.

В пути задолго до рассвета,
Пока не выпала роса.
И над усталым крестным ходом
Разверсты в Вечность небеса.

Serdobolny

 Ребята! Всех с Рождеством Христовым! Всем новых сил для  последующих Ходов!!!!!

Мих

Большое спасибо. Первосвятительское слово Предстоятеля Русской Православной Церкви тут http://www.mospat.ru/ru/2010/01/01/news11059/

Саша

С Рождеством Христовым братия и сестры!!!
Мир вам

SMF spam blocked by CleanTalk