Великорецкий крестный ход

Пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь.

Расширенный поиск  

Новости:

SMF форум только что установлен!

Автор Тема: Пение Иисусовой молитвы в крестных ходах.  (Прочитано 35852 раз)

КолянПлатков

  • Постоялец
  • ***
  • Сообщений: 128
    • Просмотр профиля
    • Домашняя страница православного программиста

Сразу скажу, что я читал наставления Святых Отцов об Ииссовой молитве и Устав крестного хода.

Я бывал в других крестных ходах и там эта молитва поется на распев, антифоном, 2 хора - мужской и женский. Например в крестном ходе Острогожск-Воронеж и Воронеж-Задонск эта молитва пелась в течении всего крестного хода. Очень помогает идти (как песня на марше) и не болтать попусту языком.
В Великорецком крестном ходе эта молитва "не принята", "не благословляется", однако некоторые паломники временами поют ее - лично я так узнаю в толпе знакомых по другим крестным ходам. Сам некоторое время из солидарности подпою и умолкну, чтобы не смущать народ.

Обычно противники Иисусовой Молитвы. обращаются к Святым Отцам. То что поется в крестном ходу и то, что делается в келье как Умная Молитва - это большая разница. Есть общественные богослужения, есть частные. Есть молитва соборная, есть индивидуальная. "Отче наш" поется всем храмом и ни кого это не смущает. Если я, грешный, произнесу Отче Наш и святой произнесет эту молитву - это две большие разницы. То же самое касается Иисусовой молитвы. Богослужение со временем меняется, если взять дореволюционный молитвослов и сравнить его с традиционным - там можно найти разлчия. Молитвословие - это живой язык и со временем он изменяется. Если народ полюбил эту молитву - значит она рано или поздно будет звучать. Может быть через несколько лет ее будут петь в храме всем народом: она простая, но очень емкая.

Когда говорят "надо заниматься Иисусовой молитвой и нельзя ее бросать" - это к крестному ходу не подходит - в данной ситуации люди ПРОСТО ЕЩЕ НЕ НАЧАЛИ ей заниматься. Не дошли до той стадии к которой обращатся святые Отцы. Эта молитва звучит просто как тропарь Николаю Чудотворцу.
Записан
Далека дорога в Рай, двери Рая узкие...
Мы путей простых не ищем, потому что русские

Елькин Александр

  • Администратор
  • Ветеран
  • *****
  • Сообщений: 780
    • Просмотр профиля
    • www.velikoretsky-hod.ru
    • E-mail

Приведу ряд постов на эту тему из других тем.
НИКОЛО-ВЕЛИКОРЕЦКИЙ МОНАСТЫРЬ
ПАМЯТКА ПАЛОМНИКА

НАПУТСТВЕННОЕ СЛОВО

Во Имя Отца и Сына и Святаго Духа.
Братия и сестры, участники Великорецкого крестного хода!

Прежде выхода из Богоспасаемого града Вятки во исполнение древнего обета, данного нашими предками, — приносить явленный образ святителя Николая на место его обретения на реку Великую, хотелось бы напомнить вам некоторые правила, без соблюдения которых паломничество на Великую реку из дела богоугодного и святаго может превратиться в простое путешествие или даже прогулку. Ибо сознательное, или по невежеству невнимание к сложившимся традициям крестного хода, небрежение предерзких нарушителей его святыми правилами, вместо духовной пользы причиняет труждающимся и молящимся вред, служит умалению крестного хода и его разорению. Участвуя в святом деле, разве можно попирать его ногами?! И мы вынуждены сегодня об этом говорить, и даже не просто говорить, а возвысить свой голос!
Первое, о чем должно помнить — это то, что в Великорецком крестном ходе молитвенно прославляется Церковью великий угодник Божий святитель Николай. Нигде его не прославляют так усердно и благолепно, совершая непрестанно молебны, как во время крестного хода. С раннего утра и до позднего вечера в течение шести дней, следуя от Серафимовской церкви и до момента возвращения иконы, тысячи богомольцев участвуют в общем молебне Святителю. Вот и первое правило: крестный ход — это молебен, совершаемый Церковью святителю Николаю, и совершается он по установленному чину.

Возглавляет крестный ход и молебен предстоятель — священнослужитель, получивший от правящего архиерея благословение на это. Он ответственен за проведение крестного хода в согласии с традициями и правилами Святой Православной Церкви и за каждого его участника. В совершении молебна священнослужителям помогают хоры певчих, которые на участие в молебне тоже имеют благословение. Таких хоров несколько. Они меняют друг друга на переходах.

Правило второе. Петь во время крестного хода разрешается только певчим, получившим на это благословение. Хор обыкновенно располагается во главе хода, где икона Святителя Николая и где идут батюшки. Самочинное пение не благословляется. «Как же быть тогда участникам крестного хода, не внимающим пению, которые идут далеко от иконы и батюшек?» — спросите вы. Могу дать свой совет: тихонечко, как бы «про себя», петь тропарь святителю Николаю или читать Иисусову молитву, «внимать себе», рассматривая свою душу.

Большой грех делает тот крестноходовец, который считает себя вправе громко, во всеуслышание читать акафист или произносить другие молитвы. Представьте себе, что все так делают, и вспомните, разве на молебне в храме мы можем себе позволить такое?! Ведь мы не просто нарушим тогда благоговейную атмосферу общей молитвы, но и будем мешать друг другу. И как следствие этого — потеря мира душевного, раздражительность и смущение, осуждение других. А причина такого искушения одна — гордость.

Не полезнее ли будет нам, братия и сестры, внимать общему молебну, совершаемому батюшками и хором певчих по всем правилам Святой Церкви? Мне не раз приходилось со стороны видеть крестный ход, состоящий из разрозненных групп. Зрелище печальное. Нарушается одно из главных образующих начал Церкви — единство. А если к этому прибавить чрезмерную ревность тех членов Церкви, которые, отстаивая свои идеалы, примешивают к духовности политику, и для которых правила Великорецкого крестного хода, просьбы и требования предстоятеля крестного хода и равно его помощников ничего не значат, то шествие таких групп более напоминает политическую манифестацию, а сами они делаются тяжким бременем и испытанием для крестного хода и его участников.

Вспомним, что обычай распевать молитву Иисусову пришел к нам с Афонской горы. Там, в уединении и тишине, келиоты, соединяя свое дыхание и сердце с именем Сладчайшего Господа, молятся за весь мир. Иисусова молитва — это сокровенная беседа человека с Богом. Именно так ее понимали святые отцы Церкви и на Афоне, и в России. И что-то не припоминается из прочитанных книг случаев чтения и пения Иисусовой молитвы хором. В некоторых монастырях, правда, на правиле в храме «сотницы» прочитывались для всей братии, но всегда одним чтецом. Все же остальные внимали, совершая положенные поклоны. Не должно ли и нам всем сохранять к молитве, именуемой еще Кратким Евангелием, правильное понимание и традиции совершения, делания.

Молитве Иисусовой есть другое место, свое, где звучит она чище, и самому человеку становится от этого радостнее! Это — сердце. И невозможно его изменить. Таково его свойство: беседовать с Богом, наедине, лицом к Лицу, а посторонние здесь только помеха. И молитва Иисусова пусть совершается в уединении сердца каждого молящегося. И будем помнить, братия и сестры, основное правило не только крестного хода, но и всей нашей жизни: если мы любим Бога, любить и ближнего! И не будем забывать слова святого апостола Павла: «Каждый из нас должен угождать ближнему своему» (Рим  15.2). Аминь.
В добрый путь, друзья, с Богом!

Наместник Николо-Великорецкого монастыря
игумен Тихон с братией.

и еще
Алексей, ясности действительно нет. Порядок молитв для мирян никто еще не утверждал. Да вроде как паломники должны участвовать в молебнах, но ввиду размера колонны это маловероятно, да и не у всех силы есть на это.
Я ваш вопрос задал по почте зам. предстоятелю КХ. Если он не ответит, задам секретарю Епархии.

Вообще, традиции КХ как таковые, только складываются. Если в первой половине 90-х ходило по 100-300 паломников, то никто тогда не думал о 10 000 паломников. И в основном усилия организаторов были направлены на то, чтобы разместить и накормить. Что уж говорить, если устав такого огромного действа как КХ появился только в 2009.

По поводу Иисусовой молитвы.
Во первых многие делают замечание по поводу искажения или неполноты смысла молитвы
"Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, Богородицею помилуй нас" когда нет слова грешных.

Во вторых, лично по себе скажу. Когда рядом с тобой идет группа, на протяжение часа поющая молитву как бурлаки на волге "Э-э-й ухнем", пропадает всякая самосозерцательность. (особенно это касается когда стоишь в пробке в лесу) Молится по хорошему рядом с такой группой не возможно. К тому же хочу заметить - есть акафист, который можно читать каждый переход.

В третьих, сила молитвы не в многословии, а в искренности. Я не думаю, что все поющие опытные исихасты. Полезней время от времени с воздыханием про себя творить молитву Иисусову, чем монотонно бездумно глаголить сотни раз (это же лицемерие, как у Исаии сказано - "сии чтут Меня устами, сердце же их далеко отстоит от Меня"). В конце концов пусть каждый поющий сам для себя задаст вопрос. Он делает это чтобы реальный результат получить (вдумчиво помолиться), или время занять, чтобы ни о чем не думать?

В 2003 был случай, когда товарищи из РНЕ или подобной им организации шли и пели эту молитву как на марше строевую. В таком чеканном темпе. Тогдашний предстоятель о.Тихон был вынужден вмешаться и запретить им это делать, и еще обязал их идти в самом конце. А в 2004 в Макарье официально запретил петь Иисусову молитву. После этого на одном из РНЕ сайтов я прочитал реплику "Жиды захватили КХ, запретили петь Иисусову молитву" ну и все в таком роде.
Если не иметь строгости в этом вопросе, то скоро и товарищи с гитарами появятся. ;D

И еще. Действует ли этот запрет сейчас или он будет официально введен, я понятия не имею. Так что петь или не петь решайте сами.

От себя добавлю, недавно по этому вопросу нашел подтверждение в лекции А.И. Осипова. (Значение монашества и старчества. Скачал на официальном сайте Осипова, находится высказывание в середине, где Осипов рассказывает про вредные книги) Он на тему творения Иисусовой молитвы приводит высказывание Святителя Игнатия Брянчанинова, где указывается 3 незыблемых условия творения данной молитвы - "Внимание, благоговение и сокрушение сердца. Иначе молитва превращается на индуистский манер "Ом,ом, Рама Кришна и т.д.""
Да и вообще про молитву здесь неплохо написано. http://www.hesychasm.ru/library/prayer/molitva_01.htm
"Бог не на слова, но на сердце зрит. Если ты будешь творить молитву без сознания и без чувств, какую бы то ни было молитву, то она уже не молитва, а пустые слова. Этим только Бога оскорбляешь."

Просто хотелось бы знать соборное решение РПЦ на эту тему, если оно есть.
« Последнее редактирование: 10 Июнь 2010, 23:50:11 от Елькин Александр »
Записан
«Всякий раз помните, что Вы идете в Великорецкое, а должны прийти ко Христу!»

Елькин Александр

  • Администратор
  • Ветеран
  • *****
  • Сообщений: 780
    • Просмотр профиля
    • www.velikoretsky-hod.ru
    • E-mail

И еще вспомнилось утро перед Загарьем. Туман, мы стоим с камерой хранения на дороге. И где то во второй половине КХ кто-то во всю глотку заливисто поет Иисусову молитву. Если бы я шел рядом с этим человеком, то обязательно спросил его два вопроса. 1. За что он нас так не любит, что мешает нам сосредоточится в молитве. 2. Чем он такой особенный, что позволяет себе так орать во время крестного хода.
Записан
«Всякий раз помните, что Вы идете в Великорецкое, а должны прийти ко Христу!»

Андрей С.

  • Постоялец
  • ***
  • Сообщений: 104
    • Просмотр профиля

...Молитвословие - это живой язык и со временем он изменяется.....
...Может быть через несколько лет ее будут петь в храме всем народом...

Богослужение в Православной церкви не может изменяться!
Записан

Анна

  • Пользователь
  • **
  • Сообщений: 57
    • Просмотр профиля

И еще вспомнилось утро перед Загарьем. Туман, мы стоим с камерой хранения на дороге. И где то во второй половине КХ кто-то во всю глотку заливисто поет Иисусову молитву. Если бы я шел рядом с этим человеком, то обязательно спросил его два вопроса. 1. За что он нас так не любит, что мешает нам сосредоточится в молитве. 2. Чем он такой особенный, что позволяет себе так орать во время крестного хода.
Абсолютно согласна! Очень отвлекает от молитвы любое громкое пение. Кстати и в храме тоже. Вот вчера в Елоховском на вечерней так громко одна женщина подпевала, причем всю службу. И пела-то хорошо, попадала с хором. Но все равно это отвлекало. Еле удержалась, что бы посоветовать ей на клирос пойти.  и в ходу тоже самое.
А насчет пения вслух именно Иисусовой молитвы - интересно мнение вятских батюшек и о.Иова особено.
Записан

Сестрица

  • Старожил
  • ****
  • Сообщений: 268
    • ICQ клиент - 411784545
    • Просмотр профиля
    • Православие и мир

Интересно, а отец Иов как к интернету относится? не нашел бы он минуточки здесь появиться? ну, написал бы свои мысли, пожелания, замечания. Хотя бы кратко.
Ведь столько бы народу прочитало сразу!
Записан
Великорецкий Крестный ход учит любить людей...

Елькин Александр

  • Администратор
  • Ветеран
  • *****
  • Сообщений: 780
    • Просмотр профиля
    • www.velikoretsky-hod.ru
    • E-mail

Интересно, а отец Иов как к интернету относится? не нашел бы он минуточки здесь появиться? ну, написал бы свои мысли, пожелания, замечания. Хотя бы кратко.
Ведь столько бы народу прочитало сразу!
Никак не относится, он в нем не понимает.
Записан
«Всякий раз помните, что Вы идете в Великорецкое, а должны прийти ко Христу!»

КолянПлатков

  • Постоялец
  • ***
  • Сообщений: 128
    • Просмотр профиля
    • Домашняя страница православного программиста

И еще вспомнилось утро перед Загарьем. Туман, мы стоим с камерой хранения на дороге. И где то во второй половине КХ кто-то во всю глотку заливисто поет Иисусову молитву. Если бы я шел рядом с этим человеком, то обязательно спросил его два вопроса.
А если бы просто шли два человека и разговаривали бы о своем о личном. Типа как они на именинах любимого батюшки ели пироги. Громкость звучания в децебелах была бы как у Иисусовой молитвы.
У вас мысли были бы такие же как ни Иисусову молитву или бы вы просто отошли на несколько метров чтобы не отвлекаться на их разговор. И ваше место заняли бы другие кому не мешает. Это же не маршрутка и не автобус. Места много. Просто интересно: кто то начал петь Иисусову молитву - сразу начинают ему делать замечания. Тут же рядом идут люди, болтают о своем о личном, о политике, о духовности и им ни кто замечания не делает.

PS
Я не за и не против, я со всеми: с поющими - пою, с молчащими - молчу. Просто интересные наблюдения.
Записан
Далека дорога в Рай, двери Рая узкие...
Мы путей простых не ищем, потому что русские

Марiя

  • Новичок
  • *
  • Сообщений: 13
    • Просмотр профиля

Лично мне на протяжении хода периодически попадалась группа лиц с флагом "За веру, царя и отечество", которые непрестанно повторяли Иисусову молитву, а также женщина выкрикивающая "Христос воскресе!". Конечно это несколько сбивало с внутренних мыслей, я просто старалась скорее их обойти.
Записан

Елькин Александр

  • Администратор
  • Ветеран
  • *****
  • Сообщений: 780
    • Просмотр профиля
    • www.velikoretsky-hod.ru
    • E-mail

Лично мне на протяжении хода периодически попадалась группа лиц с флагом "За веру, царя и отечество", которые непрестанно повторяли Иисусову молитву, а также женщина выкрикивающая "Христос воскресе!". Конечно это несколько сбивало с внутренних мыслей, я просто старалась скорее их обойти.
Иногда когда отвечаешь на "Христос Воскресе" "Во истину вознесся", то помогает. Или объясняешь человеку что Пасха прошла. А для некоторых говорить бесполезно, им как для фанатика ваххабита "Аллах Акбар" и по делу и без дела.
Записан
«Всякий раз помните, что Вы идете в Великорецкое, а должны прийти ко Христу!»

Анна

  • Пользователь
  • **
  • Сообщений: 57
    • Просмотр профиля

Лично мне на протяжении хода периодически попадалась группа лиц с флагом "За веру, царя и отечество", которые непрестанно повторяли Иисусову молитву, а также женщина выкрикивающая "Христос воскресе!". Конечно это несколько сбивало с внутренних мыслей, я просто старалась скорее их обойти.
Была свидетелем, как о. Иов на привале после Загарья увещевал этих "молитвенников", что молиться в КХ нужно про себя. Как же их предводитель орал и возмущался  :( И пошли дальше опять орать тоже самое. Получается, что предстоятель Хода - им не указ. Печально очень. Потому что это пение (я бы назвала его оранием) очень отвлекает от молитвы.
Записан

Александр (клуб ПОКРОВ)

  • Постоялец
  • ***
  • Сообщений: 175
  • доброй дороги!
    • Просмотр профиля
    • Школа Выживания «ПОКРОВ»

а этим ребятам никто не указ -- ни предстоятель, ни Патриарх, ни Церковь/
Там их несколько таких раскольничьих групп было. Одних монархистов о.Андрей насилу вытолкал взашей с переднего фланга Хода. Они всё пытались вперёд фонаря забежать со своими флагами =) И огрызались ведь...
надо бы с ними пожёстче, чтоб народ не смущали. РНЕ-шников в своё время удалили ведь как-то...
« Последнее редактирование: 12 Июнь 2012, 22:26:08 от Александр (Изя) »
Записан

Вячеслав

  • Глобальный модератор
  • Старожил
  • *****
  • Сообщений: 496
    • ICQ клиент - 294648248
    • Просмотр профиля
    • E-mail

Да уж... и такие группы непросто обогннать, чтобы держаться от них подальше. Если только идти ближе к голове крестного хода.
Записан
Моя палатка [была] рядом с кладбищем.

Елькин Александр

  • Администратор
  • Ветеран
  • *****
  • Сообщений: 780
    • Просмотр профиля
    • www.velikoretsky-hod.ru
    • E-mail

РНЕ сами развалились. Нет такой организации больше. А для успокоения таких товарищей надо активнее милицию привлекать, чтобы шли всегда после отца Леонида в конце колонны.
Записан
«Всякий раз помните, что Вы идете в Великорецкое, а должны прийти ко Христу!»

КолянПлатков

  • Постоялец
  • ***
  • Сообщений: 128
    • Просмотр профиля
    • Домашняя страница православного программиста
Re: Пение Иисусовой молитвы в крестных ходах.
« Ответ #14 : 04 Апрель 2013, 02:42:41 »

а также женщина выкрикивающая "Христос воскресе!".
Если она еще дирежирует веткой и настраивает на ритм шагов то это Надежда "шумная"? Она еще проповедует юродствуя про чипы и ИНН. Знаю ее по другим крестным ходам. Интересная личность, но с ее мировоззрением я не согласен. Но таким надо отдать должное - на них (на их упрямстве, напористости, активности) держатся некоторые малые крестные ходы в т.ч. официальные т.е. разрешенные местной епархией.
« Последнее редактирование: 04 Апрель 2013, 02:45:35 от КолянПлатков »
Записан
Далека дорога в Рай, двери Рая узкие...
Мы путей простых не ищем, потому что русские