Всем добрый вечер! Подписана в ВК на сообщество "Вятка: Наследие..." И сегодня нашла там такой интересный пост:
"Великорецкий крестный ход в документах архива
После 1917 года пришли иные времена. Задули суровые ветры гонений на Веру Христову. Оголтелые мракобесы от партии закрывали святые храмы, запрещали крестные ходы, писали доносы на служителей Церкви. Старались – за это давались поощрения, премии, назначения на новую должность. И лезли районные коммунисты вон из кожи, чтобы их могли перевести из глухого сельсовета куда-нибудь повыше, не гнушались никакими средствами. Великорецкий крестный ход находился под запретом практически все советские годы. Сейчас трудно поверить, в 1960-е годы он возглавлялся мирянами, а не духовенством, выходил из города без икон. Все это было запрещено. Даже сама встреча паломников из крестного хода была под запретом! Правда, верующие оказались хитрее властей – они выходили из города маленькими разрозненными группами, которые в пути соединялись и приходили в Великорецкое полноценным крестным ходом. В пути неведомым образом появлялись святые образа и маленькие иконки, которые несли верующие. В Великорецком по-прежнему совершалась торжественная служба. Правда, из-за запретов, по сравнению с нашим временем как же был мал этот главный Вятский крестный ход – насчитывал всего лишь несколько тысяч человек. При возвращении в областной центр, паломники снова разбивались на небольшие группы, святые иконы и образки прятались в надежных местах. Гонителям-русофобам только приходилось скрежетать зубами от бессильной злобы...
В архиве ЦГАКО сохранился уникальный отчет, как проходил Великорецкий крестный ход в 1964 г., составленный Уполномоченным Совета по делам религиозных культов при Исполкоме Облсовета И.Киселевым. Отчет настолько подробный, что возникает мысль, что либо сам Киселев ходил в крестный ход, либо в него ходили его сотрудники.
Уже утром 3 июня возле Серафимовской церкви г.Кирова собралось около 400 верующих, готовых идти в далекий путь. Они происходили не только из Кирова, а также из разных райнов области, даже Арбажского. Что бы не допустить религиозного шествия, еще за 8 дней до него Кировскому Владыке были предъявлены следующие требования: что никто из зарегистрированного духовенства в крестный ход не идет, иконы из храмов не давать и, наконец, по возвращении паломников 9 июня никаких встреч им не устраивать. Короче говоря, не мешайте другим гражданам троить социализм. Духовенство было вынуждено подчиниться эти драконовским требованиям и 3 июня после службы в Серафимовской церкви верующим было объявлено, что крестный ход в Великорецкое не будет устроен.
Как вы думаете, что сделали после этого сотни верующих? Расстроились и разошлись по домам? Как бы не так! Не таковские были вятские люди, свято чтившие свои традиции. Разрознеными группами они вышли в крестный ход и пришли в организованном составе в Великорецкое в количестве 3 тысяч. Возглавлял шествие казначей Великорецкой церкви Маракулин Михаил Николаевич – фронтовик, имевший орден» Отечественной войны второй степени».
Как проходил этот крестный ход, обратимся к документу: «Получив отрицательный ответ, верующие группами по 10-20 человек стали покидать церковь и по маршруту – с.Макарье, Бобино, Загарье, Горохово направились для исправления религиозных обрядов в с.Великорецкое Медянского района.
Во время передвижения мелкие группы соединялись и толпа верующих, шествующих в с.Великорецкое, увеличивалась, в с.Макарье в толпе было до 300 человек, в с.Бобино до 1500 человек, в с.Загарье до 2 тысяч и в с.Великорецком, где должны были проходить религиозные обряды, толпа верующих была, как и в прошедшие годы, до 3 т.
В период прохождения по установленному маршруту у некоторых верующих появились привешенные на груди или в руках маленькие иконки, а в с.Загарье техничка школы Герасимова передала верующим икону «Николая Чудотворца». В том же селе верующие с вышки бывшей церкви (сейчас мастерская МТС) достали большую икону «Михаила Архангела» и толпа до 3 т. человек, все запыленные, большинство обутые в лапти, с котомками за плечами, с пением молитв двигалась в с.Великорецкое. Большинство верующих были из Медян, Верховинского, Халтуринского, Кировского, Слободского, Оричевского, Арбажского, Макарьевского, Котельничского, Мурашинского районов и г.Кирова, в числе богомольцев были в незначительном количестве и из Удмуртии и Коми АССР.
Состав богомольцев – большинство женщин от 40 и старше лет, мужчин было не более 7 %. Были случаи, правда незначительные, когда верующие приводили с собой детей, в толпе до 40 человек было молодежи, собирали подаяния до 75 человек.
Церемония чествования «Николая Чудотворца» выражалась в том, что участники, как бы с целью «исцеления» или смытия грехов, купались в реке Великой, которая протекает вблизи с.Великорецкого. Перед купанием отдельные верующие кидали в реку рубашки, чулки, платки и другие вещи. Несмотря на низкую температуру (5-7 градусов) 5-6 июня купалось до 300 человек, были единичные случаи, когда родители купали детей.
Родители (фамилии не установил) купали с целью «исцеления» свою дочь, тяжело больную суставным ревматизмом (по неточным данным, девочка является ученицей 8 класса Халтуринской средней школы).
Верующие брали в бутылках «святую воду» из протекающего вблизи часовни ручья. Также вблизи часовни на горе искали камешки с изображением лика «св. Николая Чудотвоорца».
На 2 соснах якобы «божественных» одирали кору. У сосны, которая находится на расстоянии 6 км. от с.Великорецкого, после поклонов оставляли куски хлеба, сахар, рыбу, яички, мелкие деньги. Вторую сосну, которая находится у часовни и с которой уже невозможно оторвать кору, т.к. в рост человека ее уже нет, некоторые ее грызли зубами. У полуразрушенной часовни, на месте явления, верующие собирались группами, читали молитвы.
На второй день 7 июня собрались верующими мелкими группами и в одиночку вышли из с.Великорецкого, оставив в церкви икону «Николая Чудотворца» и «Михаила Архангела». 9 июня утром небольшие группы вернулись в г.Киров и разошлись.
Особую активность в организации проведения церемонии чествования «Николая Чудотвоорца» проявил казначей Великорецкой церкви Маракулин Михаил Николаевич – колхозник колхоза «Память Ильича» - инвалид Великой отечественной войны, награжденный орденом «Отечественной войны 2 ст.». По демобилизации из армии он работал 2 года председателем Великорецкого сельпо. За несколько дней до праздника он ходатайствовал об увеличении состава священнослужителей, с целью участия их в церковных службах в с.Великорецком. свое ходатайство обосновал тем, что местный священник Стуков старый (около 80 лет), больной и слабый голос, эта просьба была отклонена.
Немалую активность проявил фотограф с.Великорецого - Игнатьев, который организовал при церкви хор».
Так в 1964 году прошел Великорецкий крестный ход, и по его окончании уж не священники, а власти вынуждены были развести руками. Проходил он и все дальнейшие годы и в наши дни становится все наиболее массовым и популярным , как явное торжество Православной веры и вечный символ Вятской земли, который пребудет с ней от начала ее истории и до века.
Источник: ЦГАКО ф.П-1290 оп 27 д. 49 лл.166-168 "
"Великорецкий крестный ход в документах архива
После 1917 года пришли иные времена. Задули суровые ветры гонений на Веру Христову. Оголтелые мракобесы от партии закрывали святые храмы, запрещали крестные ходы, писали доносы на служителей Церкви. Старались – за это давались поощрения, премии, назначения на новую должность. И лезли районные коммунисты вон из кожи, чтобы их могли перевести из глухого сельсовета куда-нибудь повыше, не гнушались никакими средствами. Великорецкий крестный ход находился под запретом практически все советские годы. Сейчас трудно поверить, в 1960-е годы он возглавлялся мирянами, а не духовенством, выходил из города без икон. Все это было запрещено. Даже сама встреча паломников из крестного хода была под запретом! Правда, верующие оказались хитрее властей – они выходили из города маленькими разрозненными группами, которые в пути соединялись и приходили в Великорецкое полноценным крестным ходом. В пути неведомым образом появлялись святые образа и маленькие иконки, которые несли верующие. В Великорецком по-прежнему совершалась торжественная служба. Правда, из-за запретов, по сравнению с нашим временем как же был мал этот главный Вятский крестный ход – насчитывал всего лишь несколько тысяч человек. При возвращении в областной центр, паломники снова разбивались на небольшие группы, святые иконы и образки прятались в надежных местах. Гонителям-русофобам только приходилось скрежетать зубами от бессильной злобы...
В архиве ЦГАКО сохранился уникальный отчет, как проходил Великорецкий крестный ход в 1964 г., составленный Уполномоченным Совета по делам религиозных культов при Исполкоме Облсовета И.Киселевым. Отчет настолько подробный, что возникает мысль, что либо сам Киселев ходил в крестный ход, либо в него ходили его сотрудники.
Уже утром 3 июня возле Серафимовской церкви г.Кирова собралось около 400 верующих, готовых идти в далекий путь. Они происходили не только из Кирова, а также из разных райнов области, даже Арбажского. Что бы не допустить религиозного шествия, еще за 8 дней до него Кировскому Владыке были предъявлены следующие требования: что никто из зарегистрированного духовенства в крестный ход не идет, иконы из храмов не давать и, наконец, по возвращении паломников 9 июня никаких встреч им не устраивать. Короче говоря, не мешайте другим гражданам троить социализм. Духовенство было вынуждено подчиниться эти драконовским требованиям и 3 июня после службы в Серафимовской церкви верующим было объявлено, что крестный ход в Великорецкое не будет устроен.
Как вы думаете, что сделали после этого сотни верующих? Расстроились и разошлись по домам? Как бы не так! Не таковские были вятские люди, свято чтившие свои традиции. Разрознеными группами они вышли в крестный ход и пришли в организованном составе в Великорецкое в количестве 3 тысяч. Возглавлял шествие казначей Великорецкой церкви Маракулин Михаил Николаевич – фронтовик, имевший орден» Отечественной войны второй степени».
Как проходил этот крестный ход, обратимся к документу: «Получив отрицательный ответ, верующие группами по 10-20 человек стали покидать церковь и по маршруту – с.Макарье, Бобино, Загарье, Горохово направились для исправления религиозных обрядов в с.Великорецкое Медянского района.
Во время передвижения мелкие группы соединялись и толпа верующих, шествующих в с.Великорецкое, увеличивалась, в с.Макарье в толпе было до 300 человек, в с.Бобино до 1500 человек, в с.Загарье до 2 тысяч и в с.Великорецком, где должны были проходить религиозные обряды, толпа верующих была, как и в прошедшие годы, до 3 т.
В период прохождения по установленному маршруту у некоторых верующих появились привешенные на груди или в руках маленькие иконки, а в с.Загарье техничка школы Герасимова передала верующим икону «Николая Чудотворца». В том же селе верующие с вышки бывшей церкви (сейчас мастерская МТС) достали большую икону «Михаила Архангела» и толпа до 3 т. человек, все запыленные, большинство обутые в лапти, с котомками за плечами, с пением молитв двигалась в с.Великорецкое. Большинство верующих были из Медян, Верховинского, Халтуринского, Кировского, Слободского, Оричевского, Арбажского, Макарьевского, Котельничского, Мурашинского районов и г.Кирова, в числе богомольцев были в незначительном количестве и из Удмуртии и Коми АССР.
Состав богомольцев – большинство женщин от 40 и старше лет, мужчин было не более 7 %. Были случаи, правда незначительные, когда верующие приводили с собой детей, в толпе до 40 человек было молодежи, собирали подаяния до 75 человек.
Церемония чествования «Николая Чудотворца» выражалась в том, что участники, как бы с целью «исцеления» или смытия грехов, купались в реке Великой, которая протекает вблизи с.Великорецкого. Перед купанием отдельные верующие кидали в реку рубашки, чулки, платки и другие вещи. Несмотря на низкую температуру (5-7 градусов) 5-6 июня купалось до 300 человек, были единичные случаи, когда родители купали детей.
Родители (фамилии не установил) купали с целью «исцеления» свою дочь, тяжело больную суставным ревматизмом (по неточным данным, девочка является ученицей 8 класса Халтуринской средней школы).
Верующие брали в бутылках «святую воду» из протекающего вблизи часовни ручья. Также вблизи часовни на горе искали камешки с изображением лика «св. Николая Чудотвоорца».
На 2 соснах якобы «божественных» одирали кору. У сосны, которая находится на расстоянии 6 км. от с.Великорецкого, после поклонов оставляли куски хлеба, сахар, рыбу, яички, мелкие деньги. Вторую сосну, которая находится у часовни и с которой уже невозможно оторвать кору, т.к. в рост человека ее уже нет, некоторые ее грызли зубами. У полуразрушенной часовни, на месте явления, верующие собирались группами, читали молитвы.
На второй день 7 июня собрались верующими мелкими группами и в одиночку вышли из с.Великорецкого, оставив в церкви икону «Николая Чудотворца» и «Михаила Архангела». 9 июня утром небольшие группы вернулись в г.Киров и разошлись.
Особую активность в организации проведения церемонии чествования «Николая Чудотвоорца» проявил казначей Великорецкой церкви Маракулин Михаил Николаевич – колхозник колхоза «Память Ильича» - инвалид Великой отечественной войны, награжденный орденом «Отечественной войны 2 ст.». По демобилизации из армии он работал 2 года председателем Великорецкого сельпо. За несколько дней до праздника он ходатайствовал об увеличении состава священнослужителей, с целью участия их в церковных службах в с.Великорецком. свое ходатайство обосновал тем, что местный священник Стуков старый (около 80 лет), больной и слабый голос, эта просьба была отклонена.
Немалую активность проявил фотограф с.Великорецого - Игнатьев, который организовал при церкви хор».
Так в 1964 году прошел Великорецкий крестный ход, и по его окончании уж не священники, а власти вынуждены были развести руками. Проходил он и все дальнейшие годы и в наши дни становится все наиболее массовым и популярным , как явное торжество Православной веры и вечный символ Вятской земли, который пребудет с ней от начала ее истории и до века.
Источник: ЦГАКО ф.П-1290 оп 27 д. 49 лл.166-168 "